Меню сайта

Жевахова гора

Для Одессы это таки гора. А по меркам горных стран это маленький холмик. Состоит из глины, возвышается над морем на 40 м. С горы открывается захватывающий вид на Пересыпь, центр Одессы, залив и оба лимана.


В V–IV в. до н.э. на горе находилось древнегреческое поселение, крупнейшее в Северном Причерноморье и грандиозное святилище богини Деметры, обнаруженное археологами. Вообще, как археологический объект, гора была известна с конца XVIII столетия. Интерес к ее исследованиям проявляли члены Одесского императорского общества истории и старобытностей. В 1902 г. снесли один из курганов и случайно обнаружили там греческие амфоры V в. до н.э. А первые находки античного времени на этом памятнике были сделаны еще в 1820-х гг. В основном обнаруженные на горе амфоры относятся к концу V — началу IV в. до н.э.

До штурма Хаджибея казаки называли гору Довга Могила. Перед самым штурмом крепости fадмирал Иосиф де Рибас приказывал казацкому атаману Захарию Чепеге: «Полкам конным и пешим в команде вашей потребно быть готовыми к походу, а о четвертом часу выйти с балки к Долгой Могиле». Своё нынешнее название гора получила в честь генерала Джавахишвили (князя Жевахова), у которого в XIX веке было там поместье. По другим сведениям — это была княгиня Екатерина Жевахова. Возможно, это были родственники.

В наше время Жевахова гора используется для выпаса скота жителями прилегающих районов города (вокруг горы почти исключительно частный сектор и промзона), добычи глины и свалки мусора. В северной части расположен известный на всю Украину автомобильный рынок «Яма» (официальное название — «Куяльник»). Дело в том, что рынок действительно находится в углублении на плато горы. 


С Жеваховой горой связаны сообщения об аномалиях и НЛО. Одесские уфологи предполагают, что недрах горы находится маяк для инопланетных кораблей. Есть сведения, что по количеству загадочных самоубийств, по количеству людей, потерявших рассудок, микрорайон Жеваховой горы лидирует в Одессе.

«Ключ к разгадке тайны античного предшественника Одессы следует искать на Жеваховой горе», – заявил профессор Эрнст фон Штерн 26-го апреля 1902 г. на заседании Императорского общества истории и древностей. К этому времени вся территория естественного плато, возвышающегося над заливом, перешла во владение города и была поделена на участки. При размежевании землекопы снесли одну из курганных насыпей, из которой извлекли греческие амфоры V в. до н.э. Эти-то находки и послужили основанием для доклада Э.Р. Штерна.

Первые находки античного времени на этом памятнике были сделаны еще в 20-х годах XIX века основоположником одесской археологии И.А. Стемковским. В те времена вся плоскость Жеваховой горы была усеяна обломками греческой керамики, что, по мнению исследователя, определяло место древнего поселения. Со степной, прилегающей к нему стороны, находился обширный курганный могильник. Самый большой курган и снесли землекопы еще в 1902-ом году, заложив тем самым вековую традицию уничтожения памятника.

Более чем за столетие от него мало что осталось – сказалось соседство кирпичного завода, который выбрал почти всю глину на горе. Пытаясь спасти хоть что-нибудь, экспедиция Южноукраинского государственного педагогического университета разбила летом 2006 г. раскоп на самом краю карьера.

В ходе раскопок было обнаружено и изучено двадцать шесть различных комплексов античного времени. Интереснейшие находки не заставили себя ждать. Так, в одной яме, забитой пеплом и золой, обнаружено рыбное блюдо. На дне большой ямы в дальней части раскопа найдена целая «гетская» корчага. Тут же нашли нижнюю часть чернолакового сосуда с процарапанной посвятительной надписью на древнегреческом: «O/\Y»Эти буквы означали эпитет какого-либо божества. Например, Муз или богини Геры. (А.Добролюбский, А.Красножон http://zamkovagora.kiev.ua/content/index.php?cmd=2&id=213 )

Оказывается, мистическое отношение к горе существовало и две с половиной тысячи лет тому назад. Совершенно непредвиденными для экспедиции стали результаты проведенных здесь раскопок, самых широкомасштабных за всю историю изучения этого археологического памятника.

ДРЕВНИЙ ГОРОД. Почти две с половиной тысячи лет назад высокое плато Жеваховой горы занимало древнегреческое святилище, на котором совершались мистерии. Подобные культовые места известны по всему эллинскому миру, однако «жеваховское» оказалось уникальным в своем роде. В античное время через нынешний Одесский залив пролегал морской торговый путь из Средиземноморья в крупнейший греческий город северо-западного Причерноморья – Ольвию, а также в крымские порты. В районе современного Приморского бульвара в тот период располагался крупный портовый город Гавань Истриан. Его жители, а также моряки, надо полагать, и составляли основную «клиентуру» святилища на Жеваховой горе.

В ходе раскопок было обнаружено несколько десятков культовых ям, которые предназначались для отправления обрядов, связанных с плодородием, земледелием и поклонением мертвым. За плодородие и земледелие в Древней Греции отвечала богиня Деметра –владетельница подземного царства мертвых. В ее честь греки приносили нижние части сосудов как символ потустороннего мира. Перед тем, как бросить священные предметы в яму, хозяева намеренно их ломали. Это символизировало «умерщвление» вещи.

СВЯТИЛИЩЕ. Древнегреческое святилище на Жеваховой горе оказалось одним из крупнейших в Северном Причерноморье. Ведь помимо религиозных функций, святилище служило маяком, а также сторожевым пунктом. Дело в том, что в античное время по линии нынешнего Хаджибейского лимана проходила граница сфер влияния двух соседних городов-государств: Ольвии и Истрии. «Священная» Жевахова гора находилась как раз на южном рубеже ольвийского полиса, являясь пограничным пунктом этого крупнейшего государства региона. Вполне допустимо, что в соответствующее время сюда съезжались не только жители близлежащих городов, но и Ольвии, для отправления официальных культов в честь почитаемых божеств. – Вполне вероятно, что здесь, на Жеваховой горе, производились культовые обряды в честь Деметры и Афины, – добавил ассистент кафедры всемирной истории Педагогического университета Андрей Красножон. – Наиболее известная аналогия подобного культового сооружения находится в Дельфах. Только у них омфалос каменный, а у нас – в виде насыпи из пепла и пережженной глины. Подобные культы находятся по всему греческому миру.

Поэтому неудивительно, что на святилище был основан свой «огненный алтарь», на котором единовременно сжигали огромное количество камыша, снопов пшеницы, ячменя. Священный огонь оказывал символическую защиту границ полиса, являясь одновременно и маяком для проходящих судов…

НАХОДКА. Первым на «огненный алтарь» Жеваховой горы наткнулся экскаватор близлежащего кирпичного завода, который добывал здесь глину. Археологи вовремя остановили технику, заметив под ковшом амфорные ножки, кости животных, фрагменты дорогих чернолаковых сосудов. За две недели ученым удалось расчистить огромную яму цилиндрической формы, которая достигала в диаметре пяти метров а в глубину - около шести. Она напоминала засыпанную шахту для пуска баллистических ракет. Здесь много веков назад древние греки совершали свои ритуалы. На плоском глинистом днище ямы разжигали сильный огонь. Он достигал такой силы, что наверняка пожарище было видно за десятки километров. В кострище бросали донья амфор, керамические сосуды, множество костей. Судя по масштабам, этот комплекс являлся одним из центральных в системе культового святилища на Жеваховой горе.

ПУП ЗЕМЛИ. Возведенная на дне ямы конусовидная насыпь оказалась так называемым «омфалом». «Омфал» – с древнегреческого переводится как «пуп земли». В античном мире он трактовался, как центр мироздания. В нашем случае, этот «центр» располагался в середине круглой в плане ямы, символизировавшей собой это самое мироздание. Грубо говоря, греки соорудили на горе миниатюрную модель мира.

Самый знаменитый в мире омфал до сих пор находится в Дельфах, у подножия горы Парнас. По преданию, Зевс захотел выяснить, где находится «центр земли», и запустил двух орлов в разные стороны. Они облетели землю и встретились над Дельфами. Дельфийский омфал хоть и был каменным, но внешне не отличался от омфала на Жеваховой горе.

Греки почитали порой сделанные «без всякого искусства» предметы, овеянные особым ореолом древней святости. Омфал – один из самых известных предметов такого рода. Поэтому в древнем мире их было известно целое множество. Традиция почитания «пупа земли» берет свое начало в очень древних верованиях о Великой Богине-Матери, форма почитания которой имела вид омфала. Вся эта смесь верований и культов была успешно привита первыми греческими колонистами на благодатной почве Причерноморья. Как показали результаты раскопок на Жеваховой горе, собственный причерноморский «пуп земли» возвели и граждане Ольвийского государства на южной окраине своего полиса, на том месте, где ныне располагается Одесса – город с античным названием.