Во второй Псковской летописи XV века написано, что от варягов в русскую землю пришли 5 князей: Аскольд, Дир, Рюрик и другие. Аскольд упомянут первым в списке, на втором месте Дир и только на третьем Рюрик. Следует ли считать, что варяги перечислены в порядке их значимости? Так или иначе, но впоследствии Аскольд и Дир станут известными киевскими князьями, правившими в Киве вплоть до их убийства новгородским князем Олегом.
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами, походах Аскольда на полчан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.
Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (возможно, составленном для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам. В его трактовке Аскольд был полянским князем, потомком Кия, легендарного основателя Киева.
Согласно "Повести временных лет" Нестора, Аскольд и Дир были боярами, дружинниками новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам.
Существует так же множество других версий о происхождении киевских князей.
Жизнеописание Аскольда богато событиями, самым ярким из которых можно считать легендарное крещение киевского князя и обращение его в христианскую веру. Если считать эти сведения достоверными, то именно Аскольд, а не Владимир, принес в наши земли христианство.
Согласно свидетельствам, христианским именем Аскольда было Николай.
Для более тонкого понимания этого вопроса, обратимся к статье Алексея Качковского, опубликованной в "Зеркале недели":
"Дело в том, что согласно церковной традиции имя при крещении давалось в честь крестного отца. А крестным отцом князя Аскольда должен был быть, вне сомнения, либо высокий церковный иерарх, либо царственное лицо: речь ведь шла о престиже государства. В частности, именно так поступил болгарский хан Борис во время своего крещения в 863 году. Он выставил условие, чтобы его крестным отцом считался византийский басилевс Михаил III, правда, заочно, поскольку во время церемонии он, конечно, не смог присутствовать. И в его честь болгарского хана нарекли Михаилом. Подобным образом наш князь Владимир Святославович выбрал крестным отцом греческого царя Василия II, а следовательно, и получил его имя. Позже Владимир построил церковь Святого Василия — тоже согласно традиции.
Но кто мог быть крестным отцом князя Аскольда и в честь кого он получил имя Николай? Ведь ситуация с политической точки зрения была очень важной: впервые правитель Руси принимал христианство.
Если предположить, что Аскольда крестили греки — во время одного из походов, как это традиционно считается, то кого — по имени Николай! - киевский князь признал достойным считать своим крестным отцом? Анализ показывает, что в тот период в Византии не было ни императора, ни кого-нибудь из его родственников, ни патриарха, кто носил бы имя Николай.
Но был папа римский — Николай I.
Случайное совпадение? Вряд ли.
Здесь будет уместным привлечь внимание еще к одной загадке, связанной с крещением Аскольда.
Конечно, о крещении Аскольда в летописях упоминается, но как-то мимоходом, а вся слава святителя Руси приписывается князю Владимиру.
Многие из историков соглашаются, что здесь кроется какая-то тайна. Единственная гипотеза, которая напрашивается, — это та, что князь Владимир принял крещение от Константинополя, а князь Аскольд — от Рима. Только крещение от Римской Церкви, что никак не импонирует престижу Восточной Церкви, может объяснить причину такой предвзятости. По-видимому, не без влияния греческих духовных наставников всякие упоминания о приоритете Рима в деле крещения Руси были оттеснены рассказами о Владимировом крещении — но уже от Константинополя.
Правда, некоторые могут не согласиться: мол-де, Великий раскол Церкви на Восточную и Западную произошел позже — через 65 лет после Владимирового крещения. Но в действительности то был уже окончательный разрыв между Константинополем и Римом, а первый раскол Церкви состоялся во времена князя Аскольда, когда в Риме первосвященником был Николай I, а константинопольскую кафедру возглавлял патриарх Фотий — один из самых образованных высших иерархов Восточной Церкви. Именно он впервые четко сформулировал догматические расхождения между Восточной и Римской Церквами. И именно с тех пор между обеими ветвями когда-то единой Церкви существует глубокое противостояние и глухая борьба за первенство. Кстати, соревновались Константинополь и Рим и за право первым крестить славян.
Но где, когда и кто именно крестил первого правителя Киевской Руси?
Кажется, одним из ключей к разгадке этой истории и может служить христианское имя Аскольда. А еще — интересная информация в одной из летописей: «Идет Аскольд на болгар и был убит его сын». В другой летописи говорится также о Дире, и о том, что ходили братья не на болгар, а на греков. Противоречия здесь нет, поскольку под греками наши летописцы понимали те христианские народы, которые придерживались греческого обряда. То есть летописи сообщают о походе киевских князей на крещеных болгар. Возникает закономерный вопрос: а не был ли этот поход непосредственно связан с теми драматическими событиями, которые происходили в Болгарии после введения там христианства?
Болгарский хан Борис давно пытался крестить свою державу, однако этому сопротивлялась многочисленная оппозиция — из тех ста чистых болгарских родов, которых в 679 году привел на Балканы хан Аспарух и которые теперь боялись раствориться среди местных славян, если будет принята общая для всех вера. Однако под давлением обстоятельств — поражений в войнах против греков и против франков, голода от страшной засухи и 40-дневного землетрясения — Болгария наконец в 863 году принимает крещение от Константинополя.
Можно не сомневаться: антихристианская оппозиция обращалась за помощью к другим языческим государствам, в том числе и к Руси, которая несколько лет перед этим, в 860 году, прославилась своим успешным походом на Константинополь. По-видимому, именно об ответе русских князей на предложение принять участие в войне против христиан и сообщает наша летопись: «Идет Аскольд и Дир на болгар...» Летописец приводит и дату похода: в лето 867-е.
Однако, несмотря на помощь союзников, болгарские язычники снова потерпели поражение. Более того, в этой войне погиб сын Аскольда. Хотя вряд ли русская дружина была полностью разгромлена; скорее всего болгарский хан Борис заключил мир с русами. И вполне вероятно, что одним из условий мирного договора было требование, чтобы русский князь, а возможно, и его дружина приняли новую веру, которой уже придерживалась Болгария. Таким образом гарантировалось бы, что в будущем русы снова не поддержат непокорных болгарских язычников.
Следовательно, крещение Аскольда могло состояться в Болгарии, во время неудачного похода в 867 году. Теперь напрашивается еще одна интересная гипотеза, на которую наводит выбор христианского имени для русского князя. Если принять во внимание тогдашнюю традицию, то вполне логично предположить, что крестным отцом мог быть папа римский Николай I. И прежде всего потому, что в 867 году в Болгарии князя Аскольда мог крестить только римский священник.
Оказывается, что в 866 году, разгневанный тем, что Константинопольский патриарх Фотий не согласился высвятить для Болгарии независимого архиепископа, хан Борис прогнал греческих священников и обратился за помощью к Риму. Осенью того же года папа Николай I прислал в Болгарию миссию во главе с епископом Формозой Портуенским, который повторно крестил болгар.
Если гипотеза о крещении первого правителя Руси верна, то вероятнее всего, что именно епископ Формоза и совершил необходимый обряд. При этом, конечно, Аскольд мог потребовать, чтобы его крестным отцом считался папа римский — Николай I: гордый князь вряд ли согласился бы, чтобы статус его крестного отца был ниже, чем у болгарского хана".
Теперь рассмотрим работу Тамилы Решетниковой "Первый христианский князь Оскольд-Николай":
"В середине IХ столетия киевским князем по наследству становится Оскольд — прямой потомок Кия, как утверждают отечественные и зарубежные авторы ХV—ХVI веков (Я.Длугош, М.Стрийковский), пользовавшиеся древними хрониками, документами, летописями, часть которых позднее была утрачена.
Из версий разных авторов выяснилось, что имя Оскольд связано с названием речки Оскол в современной Харьковской области. Слово «оскол» происходит от древнеплеменного названия сколотов-скифов, а суффикс «алд» существует в кельтских именах, что означает «высокий». Поскольку кельты соприкасались в передвижении со славянами, возможно, произошел синтез слов и получилось имя кельтского (французского) звучания у представителя династии киевичей. Это имя и сейчас, кстати, часто встречается в Западной Украине. В «Повести временных лет», после редактирования её московскими летописцами, которым свойственно «аканье», Оскольд стал Аскольдом. Поэтому в литературе с тех пор встречаются оба написания.
Превращение Оскольда и его младшего брата в варягов, как
считают многие историки, произошло в конце XI — начале XII веков, после
третьей редакции «Повести временных лет». Оригинальная авторская рукопись
не сохранилась.
В ХVI веке, во времена царствования Ивана Грозного, в московских архивах были обнаружены погодные (т.е. ежегодные) записи времён Оскольда. При их изучении историками разных поколений было установлено много важных фактов и событий, подчас противоречащих «Повести временных лет», что позволило исследователям уверенно предположить допущенное в ней искажение в начале XII века в пользу пришлой правящей династии Рюриковичей. Например, были изъяты материалы о крещении Руси в IX веке, тексты из «Летописи Оскольда» приписаны к Х веку.
Итак, согласно историческим сведениям, Оскольд был выдающейся личностью своего времени, талантливым воином и государственным деятелем. Его называли хаганом, что в те времена означало — царь. В эпоху Оскольда, в середине и второй половине IX века, завершилось формирование древнеруського феодального государства. Так, русский историк В.Ключевский отмечал, что «Руська держава была основана деятельностью Аскольда...»
Киев стал одним из политических центров Европы, с которым считались другие государства. Были заключены политические и экономические договоры с Баварией, Византией (после военных походов на неё), завоёваны и присоединены к Руси половцы, кривичи. Поддерживались торговые и политические контакты с Грузией, Арменией, Азербайджаном, дальним Багдадом. Происходили военные действия в 864 году с болгарами, о чем упоминается в Никоновской летописи, и под 872 годом сообщается, что «убиен бысть от болгар Оскольдав сын». Известен также поход оскольдовой дружины на южный берег Каспия, о котором сообщает персидский хронист. Воевал Оскольд и с Рюриком за Полоцк, будучи его конкурентом за власть над прилежащими землями. Более того, как пишет историк М.Берлинский, когда в Новгороде, где правил Рюрик, произошли народные волнения, вызванные его жестокостью, «великое число тамошних славян, любящих благоденствие, будучи привлечены добротою души Оскольда, поселилось в Киеве...».
Лояльными были отношения Руси с мадьярами (венграми), которые некоторое время были под киевским протекторатом. Правитель мадьяр Олмош был не только союзником, но и личным другом Оскольда. Поэтому впоследствии он и похоронил Оскольда на своем Угорском (венгерском) урочище, т.е. местности, и построил над его могилой церковь Святого Николая Чудотворца. Все исторические источники отмечают, что это место с тех пор слывёт как Оскольдова могила и весьма почитается в народе.
...в 866 году (Аскольод. прим.) предпринял поход на
Константинополь, снарядив на сей раз 360 кораблей и конницу. Поскольку
город обнесен высокой каменной стеной, бои шли в пригороде. Множество людей
было убито, разрушено селений и сожжено церквей.
Увидев это, греки ужаснулись и послали парламентёров к Оскольду, говоря: «Не губи город, дадим тебе дань, сколько хочешь». Заключив мирный договор, царь Михаил и кесарь Варда присягали, целуя крест, а Оскольд с приближенными клялись Дажбогом и Волосом.
Царь Михаил одарил Оскольда золотом, драгоценными тканями и приставил к нему мужей, чтобы показать церковную красу, «и венец и гвозди страстей Господних, и багряницу, и мощи святых, рассказывая ему про веру свою». Церковная служба, песнопения, красота храмов и икон поразили и очаровали язычников. Грек Кирилл- философ (будущий создатель славянской грамоты) разъяснил основы христианской веры и предложил принять крещение, но Оскольд решил повременить.
И тут Божьей волей он заболел и ослеп. Тогда царь сказал ему, что если он хочет избавиться от болезни, то должен немедленно креститься, иначе не выздоровеет никогда. Услышав это, Оскольд сказал: «Если это исполнится, то воистину велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Святой Патриарх Фотий крестил его, и только возложил на него руки, как тот прозрел. Оскольд же, ощутив необыкновенное исцеление, прославил Господа и сказал: «Только сейчас впервые увидел Бога истинного». Свидетелями сему были дружинники его, и все тоже крестились. Принял же святое крещение Оскольд в великолепном храме Святой Софии в Константинополе, и нарекли ему имя Николай".
Оба автора, чьи работы приведены выше, детально изучили материалы по христианскому вопросу, каждый при этом исследовал свою версию и, следовательно, сделал собственные выводы.
Интересна скифо-кельтская этимология имени Аскольд, представленная Тамилой Решетниковой. Из других источников имя Аскольд ассоциируется с древнескандинавским переводом "странный, чужой", или с готским "честь ариев".
А вот арабский географ и исследователь аль-Масуди, посетивший славянские земли, писал о великом русском правителе, имя которому Дир. Ни о каком Аскольде он не знал.
На этом фоне возникло предположение, что в Киеве все же правил один князь, а не два и звали его Аскольд-Дир. Советский историк-славяновед академик Рыбаков Борис Александрович писал:
«личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя
искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их
совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не
двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных
действий двоих лиц». Таким образом, существует гипотеза, что Дир - это всего лишь прозвище (или титул) Аскольда.
В свою очередь, имя Дир, по мнению исследователей, происходило из скандинавского и переводилось как "зверь".
Итак, если все же Аскольд и Дир был одним и тем же человеком, а за основу перевода его имени взять скандинавскую версию, то получается, что человека этого звали не иначе как "Странный зверь".
Не потому ли в 882 году новгородский князь Олег не решается в открытую напасть на киевские земли, а использует хитроумный план, с помощью которого заманивает Аскольда и Дира на свою якобы торговую ладью, в которой на самом деле прячется его боевая дружина? Как гласит предание, Аскольд вместе с Диром были убиты Вещим Олегом, обвинившим князей в не княжеском происхождении и предъявив им малолетнего наследника Рюрика, сына Игоря.
Аскольд был похоронен на круче Днепра, а на его могиле княгиня Ольга выстроила церковь Святого Николая. Ныне это место известно как парковый ансамбль "Аскольдова могила".
Отдельные главы статьи защищены Авторским правом.