"В древних книгах пишут, что Паннонияя является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножаясь в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами".
Чех, Лех, Рус — одна из наиболее известных и распространенных легенд о трех славянских братьях, основателях, соответственно Чехии, Польши, Руси. По одной из версий, три брата охотились вместе, но каждый из них решил пойти по своему направлению. Рус пошел на восток. Чех продвинулся на запад на гору Ржип, недалеко от Богемии, тогда как Лех пошел на север, до тех пор, пока не встретил огромного белого орла, охраняющего свое гнездо. Он основал поселение Гнездо и выбрал белого орла в качестве своего герба.
На первый взгляд сюжет легенды основан на типовом принципе подобных сказаний. Новые имена, новые территории - только и всего. Однако, именно эта легенда является попыткой славянских народов создать свою собственную генеалогию, а потому является предметом более детального изучения.
Истоки легенды восходят к "Чешской хронике" Козьмы Пражского (начало XII
века), в которой, в частности, сообщается о прибытии в Богемию
славянского племени во главе с "праотцом Чехом". С ним
непосредственно связывался и мудрый Крок: в одних текстах его называли
потомком, в других - спутником и близким другом Чеха. Дочь Крока - вещая
Либуше - была мифической правительницей целой страны, а избранный ею в
мужья пахарь Пшемысл положил начало чешской династии. (По другой, более
поздней версии, Крок был сыном "поляка" Леха. Именно он, победив
дракона, основал на холме Вавель славный город Краков, в течение пяти
веков являвшийся столицей Польского государства). В написанном же в
XVIII веке, то есть шесть столетий спустя после "Чешской хроники",
"Большом универсальном лексиконе" немецкого исследователя И. Цедлера
говорится о том, что по своему происхождению Чех был склавонским принцем
и жил в хорватском замке Крапина до тех пор, пока не лишил жизни
римского префекта по имени Авреол. После совершенного злодеяния Чех
вынужден был покинуть замок и отправиться царствовать в Богемию (либо по
приглашению славян, либо из побуждений личного характера - поселиться и
стать государем в обезлюдевшей из-за войн и эпидемий земле). Такими же
пришельцами из далеких и незнакомых земель были Лех в Польше и Рус в
Московском государстве.
Эволюция легенды налицо: добавляются
новые персонажи (братья Лех и Рус) и в основу мифа, таким образом,
ложится верная в своей основе идея языковой и суперэтнической общности
славянства при разделении ее на несколько родственных ветвей. Сам же
костяк легенды складывается примерно к рубежу XIV-XV веков: интересно,
что в одном из анонимных сочинений некоего краковского автора,
написанном в это время, у Руса появляется альтернативное имя - Мех. Оно
могло возникнуть либо как переосмысление имени уже упоминавшегося
библейского персонажа Мосох/Мешех, либо же было связано с польским
именем нарицательным mech (мох), по аналогии: как Чехия и Чех - от чащ, а
Польша - от полей, так Мех - от мшистой и болотистой местности.
С течением времени фабула легенды все более и более разрабатывалась.
Основные же различия в многочисленных версиях этой легенды сводились к
следующим. Были ли ее главные действующие лица потомками библейских
персонажей - или нет? К примеру, в сочинениях жившего в X веке арабского
путешественника Ибн-Фадлана упоминается легенда о происхождении русских
от "Руса, сына Иафета и внука Ноя"… Сколько было братьев - один (Чех,
по версии Козьмы Пражского), двое (Чех и Лех, упоминаемые в чешском
изводе легенды), трое (Чех, Лех и Рус, в соответствии с польским
изводом) или даже больше? В датируемой XIV веком Далимиловой хронике,
например, говорится о выходе из Хорватии вместе с Чехом шести его
братьев - таким образом, в легенде появляется сакральное число семь,
древняя индоевропейская символика которого явственно проявлялась в
мифологии и ритуалах(6)… Кого из славянских братьев - Чеха или Леха -
следует все же считать старшим? Откуда братья были родом (из Хорватии,
Славонии, Иллирии, Македонии)? Наконец, можно ли в принципе считать
легендарные события подлинными - или нет? Интересно, что тенденция
считать легендарные события и персонажей реально существовавшими
сохраняла силу в течение довольно долгого времени. Осмысление же каждой
из версий мифологемы (их приятие - или же, напротив, отторжение)
практически постоянно менялось. К примеру, Михаил Васильевич Ломоносов
не сомневался в реальности событий, описываемых легендой. Повествование о
Чехе, Лехе и Русе было знакомо ему по сочинениям польских авторов, и в
"Древней Российской истории" он писал о том, что "в половине шестого
веку" Чех и Лех правили многочисленным славянским народом. Правда,
персонаж по имени Рус вызывал у ученого недоверие, и он считал его
вымышленным. В то же время в "Истории Российской" В. Н. Татищева
напрямую говорится о вымысле: "Чехи и поляки вымыслили трех братьев:
Чеха, Леха и Руса…" По мнению ученого, данная легенда представляла собой
не более чем миф, затруднявший реальное восприятие исторических
процессов.