Церковь пророка Илии в Суботове нам знакома по пятигривневой купюре. Построена Ильинская церковь в 1653 году по приказу Богдана Хмельницкого, как родовая усыпальница и представляет собой образец украинского барокко. Расположенная возле нее колокольня появилась только через два столетия - в 1869 году.
Хмельницкий в результате восстания,
получил контроль над многими украинскими землями и начал строить дома и
церкви в Суботове. Хутор преобразился в богатое и многолюдное местечко.
Хмельницкий построил в Суботове большой дом, обнесенный двойным валом и
две церкви: Михайловскую и Ильинскую. Развалины этого дома Хмельницкого, около Ильинской церкви,
просуществовали до второй половины XIX столетия, когда были разобраны на
фундаменты Медведовского монастыря под Чигирином.
В нестабильное военное время даже церковное здание – Ильинская церковь – было приспособлено Богданом Хмельницким для обороны. Церковь была оснащена специальными отверстиями для ведения стрельбы, так называемыми амбразурами. В случае опасности Ильинская церковь легко превращалась в настоящий военный объект. А опасаться было чего. В 1647 году чигиринский подстароста и польский шляхтич Данило Чаплинский, имевший зуб на Хмельницкого, воспользовался его отсутствием и совершил нападение на Суботов. Хутор был разграблен, все ценности вывезены, малолетнего сына Хмельницкого чуть было не засекли до смерти. Чаплинский также увез Мотрону (в других источниках Гелену) – гражданскую жену Хмельницкого - и обвенчался с ней. Хмельницкий обратился в суд и даже к королю, но тщетно. Над ним только смеялись. Не добившись справедливости мирным путем, он решил восстановить ее с помощью оружия. Он сумел сплотить силы украинского казачества и возглавил освободительную борьбу против Речи Посполитой.
Хмельницкий часто бывал в Суботове и, после женитьбы сына Тимоша на дочери Молдавского господаря Василия Лупула (албанец или болгарин по происхождению), предоставил суботовский дом новобрачным. В этом доме некоторое время гостил Василии Лупул, а после смерти Тимоша в суботовском дворе жила его вдова Розанда.
В 1653 году антиохийский патриарх Макарий, посетивший Чигирин, на обратном пути остановился в Субботове. Это посещение Павел Алепский (архидиакон, путешественник, историк, арабоязычный писатель, родился в Сирии) описывает следующими словами:
"2 августа… мы прибыли в селение, по имени Субботов, где обыкновенно жил покойный Тимофей, сын гетмана. Жители вышли нам навстречу крестным ходом и повели нас в большую новую церковь во имя св. Михаила. В ней собраны сокровища армянских церквей, которые были разграблены и разрушены покойным Тимофеем в Сучаве… В этой церкви гробница Тимофея. Жена его, дочь Василия, господаря Молдавии, несколько раз посетила нашего владыку патриарха… В воскресение утром после утрени, мы совершили в её присутствии поминовение по её супруге, над гробницею которого, по их обычаю, висит большая хоругвь, на которой написан весьма схожий портрет героя верхом на коне, с мечем в правой руке и с булавою в левой и с изображением на переднем плане Молдавии, как страны, которую он пошел завоевывать. Его бедная жена… живёт во дворце своего супруга, кругом которого он выстроил укрепление с окопами, а теперь гетман, его отец, чтобы увеличить пышность дворца, строит насупротив него, на возвышенности, каменную церковь св. Илии пророка. Мы заметили в её строении несколько громадных камней, величина которых возбудила в нас изумление. На вопросы наши нам сообщили, что камни эти привезены из города, принадлежавшего татарам, в пяти милях отсюда, где татары имели большую мечеть. Гетман разрушил её и увез камни для сооружения из них этой церкви".
Когда в 1657 году умер Богдан Хмельницкий, его похоронили в Ильинской церкви справа от алтаря. Археологические исследования 1970-х показали, что ни гроба, ни тела Хмельницкого на этом месте нет а грунт был неоднократно перекопан. Существует легенда, что казаки сделали подкоп, через который тайно вынесли гроб с забальзамированным телом Хмельницкого из церкви для того, чтобы тайно перезахоронить его в месте, которое до сих пор не обнаружено.
Но это не единственная легенда, связанная с Ильинской церковью.
Известно, что Суботов неоднократно страдал от вражеских нападений. Селение практически стирали с лица земли, но Ильинскаой церкви всегда удавалось уцелеть. Местные гиды рассказывают историю о сельском мальчике, который ценой своей жизни спас Ильинскую церковь во время Второй Мировой войны, когда фашисты, покидая Суботов, заминировали церковь, намереваясь взорвать оплот украинского селища.
Сами жители Суботова не скрывают удивления, каким образом именно Ильинской церкви удавалось выстоять даже в самых неблагоприятных для села обстоятельствах.
Интересно, что церковь эта построена на месте древнего кладбище. До сих пор она окружена могильными крестами, не смотря на то, что сегодня сохранилась только малая часть захоронений.
По левую руку от Ильинской церкви стоят могилы не столь отдаленного прошлого. Говорят, они сохранились только благодаря посещению этого места Тарасом Шевченко, который запечатлел их на одном из своих рисунков. было это в 1845 году. Усыпальнице великого гетмана он посвятил одно из своих стихотворений «Стоїть в селі Суботові», где назвал ее церковь Богданова.
Так вот, эти могилы не стали сносить, чтобы не менять теперь уже исторический пейзаж.
Однако, за Ильинской церковью находятся очень древние могилы, украшенные каменными крестами.
Никто не знает, кому именно принадлежат эти могилы и каков их возраст. Предположительно, здесь похоронены служители церкви.
При детальном рассмотрении формы крестов, крест, что справа на фотографии ниже, похож на Кельтский крест, тогда как левый крест скорее напоминает Византийский.
История возникновения Кельтского креста очень древняя. В его символике заключен языческий символ триединства, вечной жизни. Что же касается Византийского креста, то, не смотря на вроде бы простую форму, он несет в себе особые свойства. В язычестве аналогичный символ обладал способностью останавливать призраков.
Кресты, пережившие века, устоявшие в схватке с врагами, практически не тронутые временем... Возможно благодаря их защитной энергии никому так и не удалось разрушить охраняемую ими церковь?
Да, земля эта пережила много драматических событий, реки крови пролиты в эти травы, камни эти слышали боевой стук метала, выстрелы, крики убитых. Принесло ли это место счастья своим владельцам? Счастливы ли нынешние жители современного Суботова? И возможно не случайно бесследно исчез из этого места гроб с телом Богдана Хмельницкого.
Так или иначе, Суботов - место силы и люди в нем живущие несут на себе отпечаток его особой энергетики, пока еще не разгаданной.
Отдельные главы статьи защищены Авторским правом.
В нестабильное военное время даже церковное здание – Ильинская церковь – было приспособлено Богданом Хмельницким для обороны. Церковь была оснащена специальными отверстиями для ведения стрельбы, так называемыми амбразурами. В случае опасности Ильинская церковь легко превращалась в настоящий военный объект. А опасаться было чего. В 1647 году чигиринский подстароста и польский шляхтич Данило Чаплинский, имевший зуб на Хмельницкого, воспользовался его отсутствием и совершил нападение на Суботов. Хутор был разграблен, все ценности вывезены, малолетнего сына Хмельницкого чуть было не засекли до смерти. Чаплинский также увез Мотрону (в других источниках Гелену) – гражданскую жену Хмельницкого - и обвенчался с ней. Хмельницкий обратился в суд и даже к королю, но тщетно. Над ним только смеялись. Не добившись справедливости мирным путем, он решил восстановить ее с помощью оружия. Он сумел сплотить силы украинского казачества и возглавил освободительную борьбу против Речи Посполитой.
Хмельницкий часто бывал в Суботове и, после женитьбы сына Тимоша на дочери Молдавского господаря Василия Лупула (албанец или болгарин по происхождению), предоставил суботовский дом новобрачным. В этом доме некоторое время гостил Василии Лупул, а после смерти Тимоша в суботовском дворе жила его вдова Розанда.
В 1653 году антиохийский патриарх Макарий, посетивший Чигирин, на обратном пути остановился в Субботове. Это посещение Павел Алепский (архидиакон, путешественник, историк, арабоязычный писатель, родился в Сирии) описывает следующими словами:
"2 августа… мы прибыли в селение, по имени Субботов, где обыкновенно жил покойный Тимофей, сын гетмана. Жители вышли нам навстречу крестным ходом и повели нас в большую новую церковь во имя св. Михаила. В ней собраны сокровища армянских церквей, которые были разграблены и разрушены покойным Тимофеем в Сучаве… В этой церкви гробница Тимофея. Жена его, дочь Василия, господаря Молдавии, несколько раз посетила нашего владыку патриарха… В воскресение утром после утрени, мы совершили в её присутствии поминовение по её супруге, над гробницею которого, по их обычаю, висит большая хоругвь, на которой написан весьма схожий портрет героя верхом на коне, с мечем в правой руке и с булавою в левой и с изображением на переднем плане Молдавии, как страны, которую он пошел завоевывать. Его бедная жена… живёт во дворце своего супруга, кругом которого он выстроил укрепление с окопами, а теперь гетман, его отец, чтобы увеличить пышность дворца, строит насупротив него, на возвышенности, каменную церковь св. Илии пророка. Мы заметили в её строении несколько громадных камней, величина которых возбудила в нас изумление. На вопросы наши нам сообщили, что камни эти привезены из города, принадлежавшего татарам, в пяти милях отсюда, где татары имели большую мечеть. Гетман разрушил её и увез камни для сооружения из них этой церкви".
Когда в 1657 году умер Богдан Хмельницкий, его похоронили в Ильинской церкви справа от алтаря. Археологические исследования 1970-х показали, что ни гроба, ни тела Хмельницкого на этом месте нет а грунт был неоднократно перекопан. Существует легенда, что казаки сделали подкоп, через который тайно вынесли гроб с забальзамированным телом Хмельницкого из церкви для того, чтобы тайно перезахоронить его в месте, которое до сих пор не обнаружено.
Но это не единственная легенда, связанная с Ильинской церковью.
Известно, что Суботов неоднократно страдал от вражеских нападений. Селение практически стирали с лица земли, но Ильинскаой церкви всегда удавалось уцелеть. Местные гиды рассказывают историю о сельском мальчике, который ценой своей жизни спас Ильинскую церковь во время Второй Мировой войны, когда фашисты, покидая Суботов, заминировали церковь, намереваясь взорвать оплот украинского селища.
Сами жители Суботова не скрывают удивления, каким образом именно Ильинской церкви удавалось выстоять даже в самых неблагоприятных для села обстоятельствах.
Интересно, что церковь эта построена на месте древнего кладбище. До сих пор она окружена могильными крестами, не смотря на то, что сегодня сохранилась только малая часть захоронений.
По левую руку от Ильинской церкви стоят могилы не столь отдаленного прошлого. Говорят, они сохранились только благодаря посещению этого места Тарасом Шевченко, который запечатлел их на одном из своих рисунков. было это в 1845 году. Усыпальнице великого гетмана он посвятил одно из своих стихотворений «Стоїть в селі Суботові», где назвал ее церковь Богданова.
Так вот, эти могилы не стали сносить, чтобы не менять теперь уже исторический пейзаж.
Однако, за Ильинской церковью находятся очень древние могилы, украшенные каменными крестами.
Никто не знает, кому именно принадлежат эти могилы и каков их возраст. Предположительно, здесь похоронены служители церкви.
При детальном рассмотрении формы крестов, крест, что справа на фотографии ниже, похож на Кельтский крест, тогда как левый крест скорее напоминает Византийский.
История возникновения Кельтского креста очень древняя. В его символике заключен языческий символ триединства, вечной жизни. Что же касается Византийского креста, то, не смотря на вроде бы простую форму, он несет в себе особые свойства. В язычестве аналогичный символ обладал способностью останавливать призраков.
Кресты, пережившие века, устоявшие в схватке с врагами, практически не тронутые временем... Возможно благодаря их защитной энергии никому так и не удалось разрушить охраняемую ими церковь?
Да, земля эта пережила много драматических событий, реки крови пролиты в эти травы, камни эти слышали боевой стук метала, выстрелы, крики убитых. Принесло ли это место счастья своим владельцам? Счастливы ли нынешние жители современного Суботова? И возможно не случайно бесследно исчез из этого места гроб с телом Богдана Хмельницкого.
Так или иначе, Суботов - место силы и люди в нем живущие несут на себе отпечаток его особой энергетики, пока еще не разгаданной.
Отдельные главы статьи защищены Авторским правом.