Зверинецкий пещерный монастырь — пещерный монастырь в Киеве, в исторической местности Зверинец. Пещеры монастыря являются Памятником археологии национального значения.
В конце XIX века были найдены пещеры монастыря, после чего монастырь был частично восстановлен в качестве скита Ионинского монастыря с церковью Рождества Богородицы.
В настоящее время в пещерах монахами Ионинского монастыря возобновлены богослужения. Для богослужений используется пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех (античный город в Малой Азии).
Зверинецкие пещеры - одно из самых таинственных мест Киева. Про них ходит огромное количество слухов: говорят, что там исчезают люди и водятся привидения. А все из-за загадочных сокровищ…
Как докладывает справочник от 1914 года, Зверинецкие пещеры «находятся в той части городка, которая издревле носит заглавие Зверинца. Они заключены в горе, к востоку от которой, в недалеком расстоянии, размещен Выдубицкий монастырь; к юго-востоку, в таком же близком расстоянии, находится Свято-Троицкий монастырь; вся западная сторона, по своим буграм и равнинам, покрыта умеренными домами зверинецких обывателей; на северо-западе, на дальной горе высится Киево-Печерская лавра…»
В 988 году в Зверинецких пещерах был основан монастырь Святого Миши. Но
просуществовал он менее 30 лет, будучи разрушен половцами либо татарами.
На стенках пещер сохранились надписи, относящиеся к XI веку.
Первым
исследователем Зверинецких пещер был археолог И.М.
Каманин. В книжке «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость»,
вышедшей в 1914 году, он пишет, что результаты археологических
исследовательских работ этих пещер представляют большой научный
энтузиазм, потому что они появились приблизительно на 60 лет ранее
Киево-Печерских, и, в отличие от последних, сохранились фактически в
начальном виде.
Каманин приходит к выводу, «что Зверинецкие пещеры, как и Лаврские, были устроены по общему эталону Афонских и Крымских».
«Затворнических
ниш - келий в Зверинецких пещерах всего семь, - докладывает он, - они
все схожей формы и все размещены на той же пещерной улице, где находится
алтарь. Затворнические келии имеют снутри форму большой российской
варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея время от
времени свободно, а время от времени и с трудом, может пролезть человек;
посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена
человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки.
Влезши в такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно посиживать на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на деньке ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На обратной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книжки, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по погибели - могилой. И вправду, в ровике таких ниш мы находим погребения, а в нише игумена Климента обнаружены, не считая того, икона Божией Мамы, панагия и черепки от разбитого сосуда, что в совокупы свидетельствует о пребывании в нише игумена с целью, естественно, подвижничества. Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение...»
С течением времени киевляне, казалось, запамятовали об этом месте.
Правда, по воззрению исследователей, в XVII-XIX веках подземельем тайно пользовались разные изгои общества - разбойники, беглые
крепостные, дезертиры, также кочевые актеры.
Кое-где сначала 80-х
годов позапрошлого столетия пещеры были «открыты» вновь, при этом при
очень странноватых и магических обстоятельствах. Как-то поутру киевлянка
Феодосия Матвеенкова услышала по ту сторону окна собственного дома
некий рокот, а потом увидела в небе радугу, висевшую над провалом в
земле.
Сосед Матвеенковой, живописец Дмитрий Зайченко, вдвоем с
товарищем изучили подземелье и нашли там огромное количество человечьих
останков и истлевшей одежки, также предметов монастырской утвари. Не
считая того, в пещере лежали кожаные и древесные маски, разумеется,
принадлежавшие до этого лицедеям, нашедшим тут пристанище.
В Зверинецкие пещеры ходило много народу. Ребятишки выносили оттуда
кости и черепа и игрались с ними. В 90-х годах в подземельях сгинуло без
вести трое местных хлопчиков, и после чего предки стали строго-настрого
воспрещать своим чадам подходить близко к этому месту.
В 1911
году вход в подземелье, обнаруженный Матвеенковой, завалило оползнем. Но
раскрылись два новых входа. «Паломничества» в пещеры продолжалось. В 1912
году по указанию властей было проведено официальное исследование и
расчистка пещер. Практически никаких увлекательных предметов найти не
удалось. Представили, что все это было вынесено оттуда ранее стихийными
«кладоискателями».
В смутные революционные времена в Зверинецких
подземельях находили приют разномастные оборванцы, дезертиры,
беспризорники. От их и пошли слухи о золоте, которое спрятал там в 1918 году гетман Скоропадский накануне собственного
бегства из Киева. Находились желающие отыскать сокровища, успехи на этом поприще не были достигнуты
Одним из самых опытнейших профессионалов по подземельям слыл в то время
Игнатий Стеллецкий, тоже родом из Киева. Закончив в 1912 году Киевскую
Духовную академию, Стеллецкий защитил диплом археолога и переехал с
Украины в Москву, где возглавил Комиссию по исследованию подземной
старины. Со всей империи туда поступали сведения о пещерных монастырях,
подземных ходах и провалах. Будучи педагогом Столичного археологического
института, Стеллецкий нередко выезжал в экспедиции.
Понятно, что
после революции большевики поручили Стеллецкому управлять раскопками
Зверинецких пещер. Но, если что-то особо ценное и было найдено, то
огласке это не придали.
Местные обитатели избегают Зверинецких
лабиринтов. Говорят, что там пропали тысячи людей, и призраки их блуждают
по подземным ходам с кликами и стонами. И когда эхо это прорывается на
поверхность, это верная примета, что скоро грядет «большая беда»…
Существуют данные, что в подземельях Зверинецкой горы были расположены научные лаборатории, главная задача которых — лезть в «тайные тайны» Вселенной, что называется, самым наглым образом. Здесь показателен следующий факт. В ночь с 25 на 26 августа 1988 года жители домов, окружающих Ботанический сад, были разбужены сильным подземным гулом. Гул исходил с неба и из-под земли. Вилки, чашки и ложки на кухнях дрожали и звенели. Заснуть было невозможно, люди вышли на балконы. В небе появилась светящаяся точка_и начала быстро приближаться к земле. Точка превратилась в костер, горящий в воздухе метрах в пятидесяти от вершины горы. Висел огонь около 15 минут, а затем стал подниматься ввысь, уменьшился до точки и погас. Гул исчез.
Это же самое явление повторилось в ночь с 26/27 и с 27/28 августа. В ночь с 28/29 августа был только слабый гул. Все последующие дни гора была буквально наводнена военными, милицией и учеными. Были и представители Украинской Уфологической Комиссии. Любопытных не пускали. Сообщение об огне появилось в прессе. До сих пор не исследованы подземелья горы.
Во время Отечественной войны в 1943 году отряд партизан скрылся в подземном ходе. Немецкие солдаты также вошли под землю, когда раздался гул и скрежет. Подкрепление не нашло ни наших, ни немцев. Зато их нашли в 1982 году, когда копали траншею под электрические кабеля. Тут сработала либо ловушка, либо неведомая мистическая сила. Мертвецы были прекрасно сохранившиеся, в полном военном обмундировании, с оружием.