Меню сайта

Колиивщина

Колиивщина - крестьянско-казацкое восстание на Правобережной Украине в 1768 году против крепостнического, религиозного и национального гнета шляхетской Польши.

Возглавил это восстание опытный казак, выходец из запорожской бедноты, Максим Зализняк, а его ближайшим сподвижником стал Иван Гонта. Их отряд выступил из Холодного Яра и взял Смелу, Черкассы, Корсунь, Богуслав и Канев.

Гайдамацкое войско делилось на 16 сотен, каждую из которых возглавлял сотник. Военная и гражданская власть сосредотачивалась в канцелярии повстанческого войска.

В июне - июле 1768 года на Правобережье действовало около 30 отрядов во главе с гайдамацкими предводителями М. Швачкой, А. Журбой, С. Неживой, П. Тараном, С. Лепиховым, И. Бондаренко, Я. Релятеем, Н. Москалем и др.  Восстание быстро охватило почти всю Киевскую область, Брацлавщину, Волынь, Подолье, Галичину. В панике шляхта бежала в глубь страны или на Левобережье под защиту русского войска.

Многие шляхтичи надеялось спастись в хорошо укрепленной Умани. Сюда подошел отряд М. Зализняка численностью около тысячи человек. Отряд надворных казаков (полиция Речи Посполитой) графа Феликса Щенсного-Потоцкого под командованием Ивана Гонты, который охранял город, перешел на сторону восставших. Умань оказалась в руках повстанцев, а вся шляхта была перебита. Расположившись под городом, М. Зализняк и И. Гонта посылали отряды в другие части Правобережья. Они надеялись на поддержку российского правительства. Напуганная польская шляхта просила царских генералов подавить восстание. Господа заявляли: «Когда иностранные силы не помогут, нам конец».

Восстание грозило перекинуться на польские земли, Левобережную Украину и в Запорожье. В этих условиях российское и польское правительства решили совместными усилиями вести борьбу против повстанцев.

Во второй половине июня 1768 российские войска вместе с польской армией начали карательные акции против гайдамаков. 7 июля 1768 русские части окружили повстанческий лагерь и схватили руководителей повстанцев М. Зализняка, И. Гонту и С. Неживого, а их отряды разоружили.

Остальные гайдамацкие отряды были разбиты в боях. Окончательно восстание было подавлено только в апреле-мае 1769 года. Польские карательные войска с чрезвычайной жестокостью расправлялись с повстанцами: гайдамаков вешали тысячами, отрезали им головы, сажали на кол. Больше всего повстанцев было казнено в городке Кодни вблизи Житомира (около 3 тыс. человек) и в с Сербах вблизи Могилева-Подольского (около 2 тыс. человек).

М.Зализняка и других гайдамаков - подданных Российской империи - киевская губернаторская канцелярия приговорила к телесному наказанию и ссылки на каторжные работы в Нерчинск. И. Гонту передали польскому правительству и вскоре казнили через четвертование.


Колиивщина стала высшим этапом гайдамацкого движения. Сопровождалось массовой резней еврейского и польского населения на Подолье.

Название восстания, скорее всего, происходит от слова «колий» или «колей» (колоть, закалывать) — именно так в украинских селах  издревле называли людей, ответственных за убой скота, резников. Это связано с тем, что из-за постоянных, нечеловеческих унижений и страданий, которые причинялись многим украинцам несколько десятилетий подряд (гонения на веру, убийства священников, издевательства над женщинами и стариками), восставшие объявили, что они борются с конфедератами и их пособниками - нелюдями, у которых не осталось в душе ничего человеческого и которых нужно убивать так же, как колии закалывают скот. Эти события описаны в разных источниках, в том числе в творчестве Т.Г.Шевченко.

В украинских селах в старину только специальным образом подготовленный человек имел право исполнять обязанности колия. Колий обязан был позаботиться, чтобы животному причинялось минимум боли и страданий, поэтому в его обязанности входило остро наточить нож (который тоже назывался колий), освятить его (в описаниях восстания, например у Т. Г. Шевченко, есть упоминание о массовом освящении ножей) и произнести специальные молитвы с просьбой к Богу помиловать его за невольный грех. В этом должность колия в украинских сельских общинах ("козарского роду") во многом аналогична и может быть сравнима с должностью шойхета(резник в иудейской общине; человек, занимающийся убоем скота и ритуальной обработкой мяса).

Многие историки считают слово "Коливщина" родственным польскому «kolej», в одном из значений переводимое как «очередь». Надворные казаки (полиция Речи Посполитой), присоединившиеся к восстанию, обязаны были нести службу «по очереди» — «по колії» — «po kolej, kolejno». По мнению же других, как правило русских, это название имеет тот же корень, что и слово «колоть» и связано с тем, что крестьянские повстанцы обычно вооружались кольями (часто, с насаженным на них колюще-режущим оружием — рогатинами, косами и т. п.). Подобное мнение, однако, считают сомнительным на том основании, что в этом случае восстание по правилам украинского языка называлось бы Колщина, или даже Килщина, потому что в украинском русскому слову «кол» соответствует слово «кіл».