Согласно летописи, Рюрик - основатель государственности на Руси, варяг, в последствии новгородский князь, родоначальник царской династии Рюриковичей.
Происхождение Рюрика до сих пор является предметов споров историков и исследователей. Существует несколько версий, согласно которым Рюрик отождествлялся иногда с датским конунгом Рёриком Ютландским, состоявшим на службе у Каролингов. По другой версии Рюрик - представитель княжеского рода ободритов, славянских племен, проживавших в районе нижнего течения Эльбы, чье имя произошло от славянского Рарог - огненный дух. Дух Рарога обычно изображался в виде птицы (сокола) или дракона, извергающего пламя.
«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик,»
Однако Согласно гипотезе Г.З. Байзера, немецкого историка, академика Петербургской академии наук, которую также поддерживал и историк Б.А.Рыбаков, имя «Синеус» представляет собой искаженное старошведское «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом и верной дружиной. Поэтому многие историки полагают, что Нестор Летописец в написании «Повести временных лет» пользовался более ранними, но пока неизвестными, шведскими источниками, и при этом транскрибировал слова, не произведя перевода.
Так или иначе, легендарный Рюрик положил начало династии Рюриковичей, русских князей, а позднее царей, занявших трон на долгие времена, раздробившемся впоследствии на множество ветвей.
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Имя Рюрик, высеченное на руническом камне.
Герб Рюрика изображает летящего вниз сокола и, возможно, является праотцом украинского трезубца.
Происхождение Рюрика до сих пор является предметов споров историков и исследователей. Существует несколько версий, согласно которым Рюрик отождествлялся иногда с датским конунгом Рёриком Ютландским, состоявшим на службе у Каролингов. По другой версии Рюрик - представитель княжеского рода ободритов, славянских племен, проживавших в районе нижнего течения Эльбы, чье имя произошло от славянского Рарог - огненный дух. Дух Рарога обычно изображался в виде птицы (сокола) или дракона, извергающего пламя.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века "Повести временных лет", в 862 году варяг Рюрик с братьями был призван княжить в Новгород.
Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало
государственности восточных славян, в историографии получило условное
название Призвание варягов. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь.
«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик,»
Однако Согласно гипотезе Г.З. Байзера, немецкого историка, академика Петербургской академии наук, которую также поддерживал и историк Б.А.Рыбаков, имя «Синеус» представляет собой искаженное старошведское «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом и верной дружиной. Поэтому многие историки полагают, что Нестор Летописец в написании «Повести временных лет» пользовался более ранними, но пока неизвестными, шведскими источниками, и при этом транскрибировал слова, не произведя перевода.
Так или иначе, легендарный Рюрик положил начало династии Рюриковичей, русских князей, а позднее царей, занявших трон на долгие времена, раздробившемся впоследствии на множество ветвей.
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Имя Рюрик, высеченное на руническом камне.
Герб Рюрика изображает летящего вниз сокола и, возможно, является праотцом украинского трезубца.