Сыра Земля
Мать — Сыра Земля — олицетворённая земля в славянской мифологии. Считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась персонифицированному Небу (или богу-Горомовержцу)
и считалась его супругой. Небо или Громовержец оплодотворял Землю
дождём, после чего она давала (рождала) урожай. Центральная часть
трёхчасткой Вселенной (небо — земля — преисподняя), населённая людьми и
животными; символ женского плодоносящего начала, материнства.
Образ Матери-Земли восходит к глубокой древности — по меньшей мере к праиндоевропейской эпохе. Об этом свидетельствуют многочисленные параллели данному персонажу в мифологиях индоевропейских народов: Деметра в греческой, Ардвисура Анахита в иранской, Жемина в литовской и другие. Из Земли (глины, праха), согласно апокрифам и народным легендам, создано тело человека: душа
его после смерти попадает в верхний мир, а тело — в Землю (ср. бел.
поверье, что душа окончательно расстается с телом, когда на гроб упадёт
первая горсть Земли).
Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и
женского начала. Принимая в себя семена, 3емля беременеет и даёт новый
урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе
принимает. В русских загадках 3емля соотносится с образом «общей для
всех матери». Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии
выражение «Мать — Сыра Земля» обозначает прежде всего землю,
оплодотворённую небесной влагой. Соответственно, пересохшая, бесплодная
Земля сравнивается в русских духовных стихах со вдовой. Перед началом
сева крестьяне обращались к святым с просьбой «напоить Мать — Сыру Землю
студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила
его большим колосом» .
Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что Земля закрывается в дни "бабьего лета" и справляет свои «именины», а открывается на Благовещенье. «Именинницей» называли 3емлю также на Симона Зилата (повсеместно), в Духов день и на Успенье (Дожинки).
«На Духов день Земля потому именинница, что в этот день она сотворена»
(вят.). В такие дни по отношению к 3емле соблюдались многочисленные
запреты: нельзя было копать, пахать, бороновать, забивать колья, бить по
3емле.
По мере распространения христианства в народном сознании возник параллелизм образа Матери Земли с образом Богородицы.
|