Старокиевская гора (другое название Верхний город) — исторический центр Киева, место, где изначально княжил Кий, основатель Киева.
Частью Старокиевской горы являются раскинувшиеся над Днепром магические холмы, известные как Замковая гора и Хоривица (Лысая гора). В главной части Старокиевской горы разбит парк, от которого начинается известная киевлянам и гостям города Парковая аллея - излюбленное место отдыха горожан, милый уголок природы в сердце Киева.
Здесь находятся Национальный исторический музей и руины Десятинной церкви, а так же ряд других исторических памятников, оставленных предками.
Эта липа растет возле руин Десятинной церкви и считается самым древним в Украине деревом.
Некоторые историки полагают, что она могла быть
посажена на территории нынешнего Исторического музея до тысячи лет назад
и даже быть свидетелем монголо-татарского нашествия! Другие - что
дереву не меньше 500-600 лет. Однако на табличке, установленной возле
липы, сказано, что дерево посадил киевский митрополит Петр Могила в 1635
году.
На месте, где растет дерево, в 989 – 996 гг. князь Владимир построил
первый каменный храм на Руси – церковь Богородицы. На ее нужды он
отдавал десятую часть своих доходов, отсюда и второе название –
Десятинная.
Липа считается деревом счастья. Влюбленные завязывают на ней ленточки, экстрасенсы утверждают, что у липы особая аура, а язычники убеждены, что на этом месте некогда было святилище Перуна или Лады.
"Град Владимира" берёт своё начало со второй половины X века. До того, как построить Десятинную церковь, Владимир возвёл здесь языческое капище и приносил идолам жертвы. Время было жестокое и дикое, были среди жертв и человеческие. Крови пролилось немало. Потом Владимир прозрел, принял от Византии христианство православное и построил Десятинную церковь - первую каменную церковь в Киевской Руси.
Впоследствии православные храмы нередко возводили на месте капищ, желая освятить и перекрыть "энергетические места" языческих капищ, да вот только на Старокиевской горе получается это не очень. Десятинную церковь возводили два раза и дважды она была разрушена. Сперва в роковом ХIII веке, когда татаро-монгольские войска во главе с ханом Батыем напали на Киев. Жители города пытались укрыться в каменном здании, но переполненная церковь вдруг рухнула, похоронив под собой сотни людей и приумножив количество жертв Старокиевской горы.
Раскопки руин храма начались ещё в 30-х годах XVIII века по инициативе Петра Могилы.
В дальнейшем раскопки велись в 1824 году К.Лохвицким, в 1826 году
Ефимовым, в 1908-14 годах археологом Милеевым. При раскопках были
обнаружены фрагменты мозаики пола, фрескового и мозаичного украшения
храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
В 30-х годах XVIII
столетия Петром Могилой и в 1828-42 годах по проекту архитектора
Стасова на месте Десятинной церкви были воздвигнуты одноименные храмы.
Последний раз Десятинная церковь была уничтожена советской властью в 30-х годах прошлого века. От неё остался только древний фундамент, который и тот перерыли...
На месте здания Исторического музея находился так называемый "Град Владимира" или Детинец - внутренняя городская крепость, аналог кремля. Со всех сторон Детинец был обнесен валами и рвами, которые частично сохранились и по сей день.
У Национального музея истории Украины стоят древние степные статуи, накрытые небольшими железными козырьками.
С давних времен они украшали степи Востока и Юга нашей страны. Легенды гласят, что лучше не проявлять к ним излишний интерес, ведь они священны и неприкасаемы. Особой ценности, как считалось, бабы не представляли. Статуи часто сбрасывали с верхушек курганов, где когда-то их ставили.
Существует легенда о происхождении каменных баб. Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Позарились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни.
«Болванами» каменные статуи называли в древние времена на Руси.
Слово «баба» («болван») происходит от тюркского «балбал», что означает «предок», «дед-отец».
Вход в Музей истории Украины берегут шесть таких статуй. Три — из скифской эпохи (VI век до н.э.) и три — половецкие (XII-XIII век).
Они всегда стоят на страже, оглядывая посетителей музея и придавая им улыбку.
Во времена князя Владимира на площади перед Андреевской церковью находился Бабин торжок. Здесь не было каменных баб, но зато стояли античные статуи, которые князь привозил из захваченных городов.