Меню сайта

Монастыри

Елена Воронцова

заведующая отделом «Киев подземный»
Музея истории Киева

Южнее Киево-Печерской лавры на крутом днепровском берегу находится местность, издревле называвшаяся Зверинцем.

Впервые слово «Зверинец» письменно упомянуто в первой половине XIII века. Это была надпись, обнаруженная на стене подземной церкви пещерного монастырского кладбища и называющая имена семи игуменов «Зверинецких». В летописных источниках прямых сведений о том монастыре нет, но в них повествуется о событиях, происходивших в этой местности с древнейших времён.

«Повесть временных лет» рассказывает о закладке церкви Святого Михаила во Всеволожем монастыре. Ипатьевская летопись уточняет расположение монастыря: «на Выдобычи». Далее сообщается о том, что в 1096 году на южные околицы Киева напали половецкие орды хана Боняка, которые опустошили и сожгли монастыри Печерский, Кловский и Германич. «Тогда же, – добавляет летопись, – зажгоша и двор Красный, его же поставил благоверный князь Всеволод на холму иже есть над Выдобич…».

«Существование рядом со Всеволожим Выдубицким монастырём княжеского Красного двора не оставляет сомнений в том, что этот монастырь, как и другие крупные монастыри Киева ХІ-ХІІ ст., был вотчим (родовым) княжеским монастырём», – писал археолог М. Каргер, исследовавший Михайловский собор Выдубицкого монастыря в 1945 году. Храм на Выдубичах, посвященный архангелу Михаилу, освятили в 1088 году.

На северо-запад от Выдубицкого монастыря в толще холма расположен древний памятник киевской истории Зверинецкие пещеры, что некогда были частью существовавшего здесь Зверинецкого монастыря.

Важная страница жизни Зверинца связана с появлением на его территории очередного киевского монастыря. 6 апреля 1866 г. указом Александра II княгине Екатерине Васильчиковой было разрешено основать Свято-Троицкий мужской общежительный монастырь с «благотворительным заведением и удобствами монашеской жизни». Руководить строительством новой обители Синод назначил иеромонаха Выдубицкого монастыря отца Иону.

В 1871 году на возвышении, которое до того принадлежало Выдубицкому монастырю, военным инженером И. Антоновым была возведена каменная соборная Троицкая церковь. Вначале, 28 ноября, освятили её правый придел во имя Божьей Матери Троеручницы, а главный – Живоначальной Троицы – был освящен 23 июля следующего года. И только в 1897 году к храму был пристроен по проекту архитектора В. Николаева левый придел Всех Святых.

А отец Иона ещё ранее задумал возвести монастырскую колокольню, которая была бы самой высокой не только в Киеве, но и в России. Колокол для неё весом 1150 пудов привезли из Москвы в июле 1896 года, а через семь лет состоялась торжественная закладка колокольни по проекту В. Николаева. Полная её высота должна была равняться 110 метрам, диаметр в основании – 30, толщина стен первого яруса – 9 метров, а всех ярусов – четыре.

Однако строительство так и не завершилось: построили лишь чуть выше первого яруса. После 1918 года то, что возвели, разобрали, а кирпич использовали для строительства корпусов сельскохозяйственного института. В 1930-х годах в помещениях Свято-Троицкого монастыря размещалась детская колония. В послевоенный период бывшие монастырские постройки принадлежали Ботаническому саду им. И. Гришко, который был устроен на территории монастыря. В 1991 году деятельность Свято-Троицкого обители возобновилась, в 1998-ом была обновлена Троицкая церковь, в начале 2001 года в ней был освящён новый иконостас.

Неподалеку от монастыря, на спланированных террасами склонах горы, в период Первой мировой войны было устроено Братское кладбище, в центре которого в июне 1916-го по проекту архитекторов В. Рыкова и П. Фетисова был заложен храм-памятник, посвященный св. Николаю Чудотворцу. Его планировали возвести в стиле московской архитектуры XVI-XVII ст., но и эта постройка осталась незавершенной.

А почти 30 лет до этого, в октябре 1888-го, в нижней части горы, где находились пороховые погреба, при добыче глины был открыт вход в пещеру. Прибывшие увидели центральный ход и ответвления от него в обе стороны. В стенах пещерных ходов насчитали по 20 небольших ниш. Обнаружили помещение, где лежали человеческие кости и черепа, выявили также кожаную обувь, кожаные кресты и пояса с изображениями святых, ещё были глиняные горшки и прочее. Позже определили, что длина подземного коридора составляет 68 метров и в нём устроено 48 погребальных ниш.

После посещения специалистами стало понятно, что пещера является ничем иным, как подземным кладбищем. Уцелевшие в нишах захоронения были ориентированы головами в глубину, а ногами к галерее. В пещере ещё были найдены серебряные крестик с цепочкой в виде тесьмы, гривна с вырезанным крестом, несколько медных крестиков, фрагменты кирпича, остатки обуви, кресты, пояса. К сожалению, местонахождение этих ценнейших предметов неизвестно.

В 1906 году на Зверинце был обнаружен вход в большую подземную галерею на улице Ломаковской (теперь – ул. Мичурина). Вдоль всего хода длиной почти 60 метров с обеих сторон размещались ниши с погребениями, в некоторых сохранились остатки деревянных гробов.

Очередное важнейшее открытие произошло в октябре 1911 года, и первыми посетителями подземелий стали, как и в первом случае, монахи Свято-Троицкого монастыря. Духовник отец Валентин (в миру Ф. И. Коротенко) задумал сделать обнаруженное подземное кладбище доступным для посещения паломниками. Но требовался человек, который смог бы организовать и финансировать работы по пещерам, и он познакомился с чиновником особых поручений при генерал-губернаторе князем В. Жеваховым.

Набожный князь заинтересовался подземным памятником истории и подал прошение на аренду участка, где открылся вход в подземелье. 1 июня 1912 г. он составил с Крепостным инженерным управлением контракт на арендное содержание этой земли и на шесть лет стал полноправным её хозяином. В пещерах начались археологические раскопки, а сверху было построено двухэтажное здание для скита, с расчётом, чтобы в будущем возвести здесь храм.

1 декабря 1913 г. была освящена надпещерная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в марте следующего года освятили придел во имя Иоасафа Белогородского. Похороненных в Зверинецких пещерах причислили к лику святых. Истории открытия пещер и проведенным в них археологическим работам посвящены книги А. Эртеля «Древняя пещера на Зверинце в Киеве» и И. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)», вышедшие, соответственно, в 1913 и 1914 годах.

С началом Первой мировой войны раскопки были приостановлены, но посещение пещерного памятника продолжалось. Князь Жевахов завёл «Книгу записи впечатлений экскурсантов, посетивших Зверинецкие пещеры», она велась в 1912-1926 гг. и со временем стала ценным источником исторической информации. Пещеры посещали начальники, учителя и ученики гимназий, художники, учёные, монахи киевских монастырей, паломники из разных городов.

В январе 1915 года Жевахов был назначен старостой и попечителем надпещерных храмов на Зверинце, а весной-летом на его средства были проведены работы по укреплению пещерного лабиринта. В первую очередь этого требовали наиболее опасные участки, каким был участок с улицей, где располагалась церковь, а также древняя часть пещер, где были ниши с погребениями.

10 марта 1917 г. внезапно умер о. Валентин и его похоронили в пещерах недалеко от одного из входов, где не было древних захоронений. Многие возражали против такого превращения пещер в кладбище, но тогда же было получено разрешение на захоронение в Зверинецких пещерах, после смерти, князя Жевахова и исследователя пещер Каманина.

6 июня 1918 г. в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С 10 до 12 часа утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва в дополнение ко всем разрушениям и пожарам образовались два провала. Один – неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер.

В 1921 году возле одного из входов в пещеры в склепе был похоронен по собственному завещанию историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин. Склеп его углублён в холм, одна стена, выложенная кирпичом, расположена прямо в пещере.

А в 1924 года князь Жевахов, в то время сотрудник Всеукраинской Академии наук, постригся в монахи, получив при этом имя Иоасаф, и поселился в Свято-Троицком монастыре. Затем он был рукоположен в иеродиакона, иеромонаха и в марте 1925-го возведен в сан архимандрита. Но в следующем году Иоасаф покинул Киев и уехал в Курск, где стал епископом Дмитриевским, викарием Курской епархии. После него Зверинецкими пещерами уже никто не занимался. В 1937-ом, будучи епископом Могилёвским, владыка Иоасаф был репрессирован и расстрелян, мученически завершив свой земной путь.

В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964 году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку.

Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось. Материала обнаружили немного, но древнерусская плинфа и керамика ещё раз подтвердили древность пещер. В 1969 году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988 году общественности удалось предотвратить строительство на Зверинце высотного здания, и тогда же пещеры перешли в ведение Музея истории Киева для музеефикации.

Осенью 1990-го в Музее был создан отдел «Киев подземный». С этого момента киевские пещеры, и в первую очередь Зверинецкие, стали предметом планомерных, систематических архитектурно-археологических исследований. Силами сотрудников Музея пещеры были расчищены, исследованы и реконструированы. В ходе научных раскопок получен интересный материал, подтвердивший и уточнивший хронологические рамки существования подземного памятника. Безусловно, Зверинецкие пещеры были пещерным монастырём, который просуществовал с XII до начала XVII столетия.