Визиты на могилы в послепасхальные дни -- давняя славянская традиция. В
старину наши предки нередко захаживали на кладбище с освященными пасхами
да крашанками, возвращаясь с праздничной всенощной. И хотя посещать
некрополи в Пасху церковь не советует, русичи отправлялись на погосты,
дабы "похристосаться" с покойными родичами. Ведь древние славяне
рассматривали смерть как период бытия между небом и землей и ничуть не
сомневались, что там, в заоблачных далях, тоже существует жизнь.
Весьма красноречивой в отношении мировоззрения наших пра-пра-прадедов является процедура захоронения "знатного руса", свидетелем которой в 921 году стал арабский путешественник Ибн-Фадлан. Автор записок подробно останавливается на тонкостях ритуала. Так вот, сначала из досок сбивался помост, где устанавливалась ладья. Затем посередине последней возводился большой шатер, а под его сводами размещали ложе с усопшим. Покойника одевали в лучшие одежды, рядом клали оружие, драгоценные вещи, особенно чтимые при жизни, и предметы домашнего обихода. У ног помещали бездыханное тело девушки, пожелавшей добровольно разделить участь своего хозяина.
Далее в ладью забрасывали изрубленные мечами куски животных и птиц: коня, быка, собаки, петуха, курицы. Кульминацией похоронного обряда был поджег стоящими вокруг помоста факельщиками ладьи со всем содержимым. Пламя охватывало стены шатра, где сгорали человеческие тела, плавилось золото... И спустя несколько часов на месте пышного чертога оставалась лишь тлеющая куча золы, поверх которой насыпался земляной холм и устанавливался столб с надписью, указывающей имена покойного и правящего в этом регионе князя.
Об обычае сожжения умерших упоминается и в "Повести временных лет": "А после, собрав кости мертвеца, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах". Эта процедура чем-то напоминает порядок захоронения в колумбариях.
В христианскую эпоху, когда прочно установилась традиция трупоположения в землю, письменная информация о покойном стала обязательной. На крестах, памятниках, склепах и гробницах крепились таблички с именем, родословной, а также датами рождения и смерти усопшего.
А если говорить о массовых захоронениях на киевской земле, то можно без преувеличения сказать, что мы живем на могилах наших предков. Ибо начиная со времен Владимира Красного Солнышка, городские кладбища устраивались на окраинах и по мере расширения границ поселений мигрировали на "целинные" земли во всех направлениях. Кстати, место, где сегодня расположен ансамбль Софийского собора, при Ярославе Мудром считалось "полем вне града".
Самые древние кладбища Киева связаны с именами великих киевских князей -- Аскольда и его убийцы "вещего" Олега, погребенного (по преданию) на горе Щекавице. С тех пор над колыбелью городов русских неоднократно сгущались зловещие тучи, которые выпадали осадками стихийных бедствий, войн и страшных болезней, уносивших в могилы тысячи человек. В итоге, на территории стольного града образовались места массовых захоронений: Аскольдова могила, Щекавицкое кладбище, Байковое, Вознесенское, Выдубецкое, Демиевское, Дарницкое, Голосеевское, Зверинецкое, Иорданское, Куреневское, Лукьяновское, Покровское, Соломенское, Флоровское, Лаврское, Никольско-Слободское, Дегтеревское, Мостицкое, Совское, Копыловское.
К перечисленным некрополям стоит добавить и "несанкционированные" захоронения жертв тоталитарных режимов в Быковне, Бабьем Яру и Дарнице. А после Второй мировой на карте Киева появились новые погосты -- Берковцы, Лесное, Северное и Южное.
P.S. Большинство из упомянутых мест массовых захоронений навсегда ушли в небытие. Хотя доподлинно известно, что без прошлого не бывает будущего.
Весьма красноречивой в отношении мировоззрения наших пра-пра-прадедов является процедура захоронения "знатного руса", свидетелем которой в 921 году стал арабский путешественник Ибн-Фадлан. Автор записок подробно останавливается на тонкостях ритуала. Так вот, сначала из досок сбивался помост, где устанавливалась ладья. Затем посередине последней возводился большой шатер, а под его сводами размещали ложе с усопшим. Покойника одевали в лучшие одежды, рядом клали оружие, драгоценные вещи, особенно чтимые при жизни, и предметы домашнего обихода. У ног помещали бездыханное тело девушки, пожелавшей добровольно разделить участь своего хозяина.
Далее в ладью забрасывали изрубленные мечами куски животных и птиц: коня, быка, собаки, петуха, курицы. Кульминацией похоронного обряда был поджег стоящими вокруг помоста факельщиками ладьи со всем содержимым. Пламя охватывало стены шатра, где сгорали человеческие тела, плавилось золото... И спустя несколько часов на месте пышного чертога оставалась лишь тлеющая куча золы, поверх которой насыпался земляной холм и устанавливался столб с надписью, указывающей имена покойного и правящего в этом регионе князя.
Об обычае сожжения умерших упоминается и в "Повести временных лет": "А после, собрав кости мертвеца, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах". Эта процедура чем-то напоминает порядок захоронения в колумбариях.
В христианскую эпоху, когда прочно установилась традиция трупоположения в землю, письменная информация о покойном стала обязательной. На крестах, памятниках, склепах и гробницах крепились таблички с именем, родословной, а также датами рождения и смерти усопшего.
А если говорить о массовых захоронениях на киевской земле, то можно без преувеличения сказать, что мы живем на могилах наших предков. Ибо начиная со времен Владимира Красного Солнышка, городские кладбища устраивались на окраинах и по мере расширения границ поселений мигрировали на "целинные" земли во всех направлениях. Кстати, место, где сегодня расположен ансамбль Софийского собора, при Ярославе Мудром считалось "полем вне града".
Самые древние кладбища Киева связаны с именами великих киевских князей -- Аскольда и его убийцы "вещего" Олега, погребенного (по преданию) на горе Щекавице. С тех пор над колыбелью городов русских неоднократно сгущались зловещие тучи, которые выпадали осадками стихийных бедствий, войн и страшных болезней, уносивших в могилы тысячи человек. В итоге, на территории стольного града образовались места массовых захоронений: Аскольдова могила, Щекавицкое кладбище, Байковое, Вознесенское, Выдубецкое, Демиевское, Дарницкое, Голосеевское, Зверинецкое, Иорданское, Куреневское, Лукьяновское, Покровское, Соломенское, Флоровское, Лаврское, Никольско-Слободское, Дегтеревское, Мостицкое, Совское, Копыловское.
К перечисленным некрополям стоит добавить и "несанкционированные" захоронения жертв тоталитарных режимов в Быковне, Бабьем Яру и Дарнице. А после Второй мировой на карте Киева появились новые погосты -- Берковцы, Лесное, Северное и Южное.
P.S. Большинство из упомянутых мест массовых захоронений навсегда ушли в небытие. Хотя доподлинно известно, что без прошлого не бывает будущего.