Выдубицкий
Выдубицкий монастырь — древний монастырь в Киеве. Монастырь был основан между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославовичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.
Считается, что монастырь и его окрестность Выдубичи ведут своё название от древней легенды о Владимире-Крестителе и поверженном языческом боге Перуне. Она повествует о том, как князь Владимир Святославич в тот день, когда решил окрестить Русь, повелел сбросить всех деревянных идолов Перуна и других богов в Днепр. Преданные древней вере миряне бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдубай!».
Место, в котором идолы, наконец, выплыли на берег, назвали Выдубичами.
Так повествует легенда. Если поверить это легенде, что чудом кажется то, каким образом тяжеленный
идол Перуна с железным шлемом на голове и золотыми усами (так гласит
летопись) мог проплыть от устья Почайны через днепровские пороги более
10 км и выплыть. Кстати, ныне на древних стенах монастыря можно найти знаки и символы, которые сохранились со времен существования на этом месте языческого капища. Сохранившиеся символы свидетельствую о том, что жители поселения, находившегося на этом месте, были знакомы с законами астрономии и астрологии, что не вписывается в рамки официальной истории.
Другая версия происхождения названия — от переправы.
Доподлинно известно, что ещё до Крещения Руси в районе монастыря
существовала переправа через Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» —
лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Здесь же, в Видубицком
урочище, находилась большая дубрава. Название Выдубичам также мог дать
существовавший до Крещения Руси подземный монастырь на территории
Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства
«выдыбал» из-под земли и занял территорию языческого капища на берегу у
переправы, которая потом стала паромной. По преданию, в Зверинецких
пещерах могла храниться легендарная "Библиотека Ярослава Мудрого".
Выдубицкий монастырь был вотчинным монастырем Мономаховичей. В первые
120 лет своего существования монастырь быстро становится центром
светской жизни Киева. Здесь князья устраивают переговоры, собирают рать и
молятся перед походами. В монастыре живут и работают многие учёные
монахи. Среди них были Сильвестр и Моисей, сделавшие значительный вклад в
написание "повести Временных лет".
Монастырь пережил нашествия Батыя и Андрея Боголюбского, горел
несколько раз. После XIII века монастырь утратил былое величие и обрел
его заново только в XVII—XVIII веках, когда стал застраиваться на деньги
военачальников и меценатов. После секуляризации жизнь в монастыре
практически остановилась и монастырь превратился в некрополь для
выдающихся личностей.
Первые строения монастыря были деревянными и не дожили до наших дней.
Только некоторые из церквей монастыря пережили столетия. Одной из них
является церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде. Это
был крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике
утопленного ряда. Церковь и холм, на котором она стояла, стал подмывать
Днепр, и для безопасности строения городские власти соорудили подпорную
стену, спроектированную в конце XII века придворным архитектором Милонегом.
Тем не менее, в XVI веке половина Михайловской церкви (купол и вся
алтарная часть) все же рухнула в Днепр вместе с подпорной стеной
Милонега. Церковь реконструировали только в 1769 г. — в стиле украинского барокко.
С конца XVII века монастырь обзаводится несколькими замечательными
каменными строениями: здесь возводят пятикупольную Георгиевскую церковь в
стиле казацкого барокко, Спасскую церковь и трапезную на деньги
стародубского полковника Миклашевского (1696-1701). Колокольня, сооружённая на деньги гетмана Данилы Апостола была возведена в 1727-1733 и надстроена в 1827-1831.
Первоначально она проектировалась как надбрамная, но при достройке
верхнего яруса покосилась и дала огромную трещину, так что нижний ярус
пришлось заложить кирпичом, а ворота сделали рядом. Большинство строений
монастыря отреставрированы в 1981-1985 г.г.
под началом общества охраны памятников, но некоторые реставрационные
работы проводятся и сейчас, уже на средства самого монастыря. При монастыре находится некрополь, на котором похоронены многие
выдающиеся деятели науки, искусств и общественные деятели,
преимущественно XIX века. Здесь похоронены Лелявсикй, Ушинский, Афанасьев. Бец и пр. Здесь мечтал быть похоронен Тарас Шевченко, так как, по мнению многих его современников, в его стихотворении "Завет"
упоминалось именно это место. Однако он был опальным поэтом, поэтому
городские власти не позволили хоронить его в черте Киева и в его
окрестностях. Зато до нас дошли довольно подробные зарисовки монастыря
XIX века, выполненные рукой великого поэта.
|