Меню сайта

Хазары

ЧАСТЬ 1.

Призрачный народ, живший в огромном призрачном государстве, размеры которого сложно определить. Точно известно только то, что Хазария непосредственно связана с не менее загадочным Каспием. Предположительно, хазары имеют так же отношение к основанию и заселению Киева, Крыма и восточных областей территории нынешней Украины. 


Известно, что издавна существовала вражда между хазарами и русичами, что ясно отражено в "Песни о Вещем Олеге". По всей видимости эта нелюбовь дошла и до
наших дней, когда некоторые ученые утверждают, что Хазария представляла собой объединенные кочевые племена варваров и захватчиков, безжалостных убийц и азиатских варваров.

Многие историки, к счастью, не разделят этой точки зрения и ведут беспрерывные поиски свидетельств существования мощного государства в низовье Волги, Прикаспийских низменностях, в Дагестане и на других территориях. Хазарию называют русской Атлантидой, скрывшейся под водой неспокойного Каспийского моря.

По оценкам большинства современных историков, Хазария сыграла большую роль в европейской истории, особенно в истории восточноевропейских народов — она стала щитом, заслонившим их от арабского нашествия на север и защитившим европейскую цивилизацию.

Важным этапом хазарского противостояния с арабами был традиционный хазаро-византийский союз. В 705 г. хазары принимали активное участие в возвращении трона византийскому императору Юстиниану II, женатому на сестре хазарского кагана Феодоре, который был в 695 г. сослан в Херсон. Однако в 710 г. Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии. В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа. В 732 г. будущий император Константин V женился на дочери хазарского кагана Чичак (после крещения — Ирина), их сын Лев IV, правивший в 775–80 гг., носил прозвище Хазар.

Торговые пути пронизывали всю территорию Хазарии. Путь «из немцев в хазары» через Регенсбург, Прагу, Краков и Киев обеспечивал выход на рынки Западной Европы. По Каспию и Волге проходил основной путь, связывавший страны арабского Востока с Балтикой и Скандинавией. От Нижней Волги в Среднюю Азию и на Урал вели караванные пути. Заняв Крым и Тамань, хазары установили контроль над значительной частью черноморской торговли. По Черному морю и Дону шел отрезок Великого шелкового пути, поставлявшего шелк, пряности и предметы роскоши из Китая в Византию. Из земель Восточной Европы, находившихся под хазарским контролем, вывозились меха соболя, белки, горностая, бобра и лисы, а также рабы, воск, мед, крупный рогатый скот, рыба и рыбий клей.

Транзитная торговля между Востоком и Западом в IX–X вв. находилась в руках еврейских купцов, путешествовавших от Испании до Китая. Еврейско-хазарские купцы составляли неотъемлемую часть этого сообщества и вели торговые операции на территории Восточной Европы, но иногда и сами доходили до Константинополя, Кордовы и Александрии. Языком еврейско-хазарских купцов был славянский, что отмечено в сообщении персидского чиновника IX в. Ибн Хурдадбиха о раданитах. Об использовании хазарами славянского языка сообщает еврейский купец из Испании Ибрахим Ибн Якуб в середине X в. На территории Хазарии, особенно в ее столице Итиле, сложились крупные колонии мусульманских и славянских купцов. Пошлина с иностранных купцов была одной из статей дохода правителей Хазарии. Кроме того, хазары получали натуральную дань мехами от подчиненных им племен. На эти средства они содержали постоянную наемную армию из двенадцати тысяч человек, состоявшую из мусульман, выходцев из Хорезма. Этот факт свидетельствует о том, что хазарские правители не набирали воинов из числа своего народа, позволяя истинным хазарам жить и развиваться в мире и покое.

Во главе государства формально находился каган, сакральный правитель.


В 1-й половине VIII в. (около 740 г.) часть хазар приняла иудаизм во главе с военачальником Буланом, который позже стал царем (бегом). В конце VIII – начале IX вв. один из его потомков, царь Овадия, объявил иудаизм государственной религией.

По некоторым версиям хазары не были потомками израильтян, а принадлежали к тюркскому народу. Об этом свидетельствует переписка хазарского кагана с испанскими сановниками. Однако, многие ставят под сомнения оригинальность найденных документов.

Вообще, практически все сведения о хазарах собраны из якобы постоянно проводимой хазарами переписке с представителями других государств и народов.

Так, первым письменным документов, касательно хазар является так называемое "Киевское письмо", отправленное в начале X века киевскими евреями, которые просили своих соплеменников решить из финансовую проблему. Интересно так же, что это же письмо считается первым письменным свидетельством существования самого города Киева.

На хазарском троне в течение 200 лет правила династия еврейских царей, потомков Булана-Сабриэля и Овадии: Езекия, Менашше, Ханукка, Ицхак, Звулун, Моше (или Менашше), Нисси, Аарон, Менахем, Биньямин, Аарон и Иосеф.

Хазарский иудаизм, практиковавший исключительную религиозную терпимость, привлек в Хазарию средства международного торгового капитала, что принесло стране процветание.

Значительная хазарско-еврейская колония находилась в Киеве (где было написано Киевское письмо). В исторической науке распространено мнение, что Киев был основан около 830 г. как хазарский торговый центр на северо-западе.

Очевидно, с эпохой хазарского владычества связано возникновение еврейских общин в Чернигове, Смоленске, Владимире-Волынском и Перемышле, сведения о которых разбросаны в документах XI–XIII в.в.

Иным был процесс еврейского заселения Крыма и Тамани. В городах Боспора найдены выбитые на мраморных плитах, относящиеся к I–III вв. манумиссии — акты об отпуске рабов на волю при условии передачи их под покровительство синагоги. Кроме того, на известняковых плитах этого периода еврейская символика сочетается с надписями на греческом языке. Однако со времени гуннского нашествия в IV в. городская жизнь пошла на убыль, эллинизированные еврейские общины пришли в упадок. Только еврейская община Херсонеса непрерывно существовала с периода античности до раннего средневековья. За исключением короткого времени, когда Херсонес подчинялся хазарам в VIII в., он находился в пределах политического влияния Византии. Сообщения о еврейской общине Херсонеса в раннем средневековье находятся в житии Кирилла (IX в.) и «Киевско-Печерском патерике» (XI в.).

Одна из наиболее дискуссионных тем в современной хазарской историографии — проблема хазаро-русских отношений.

Титул верховного правителя русов — «каган» — был напрямую заимствован у хазар. Этот титул сохранялся киевскими князьями вплоть до Ярослава Мудрого. В начале X в. у русов образуется дуальная структура верховной власти с сакрализацией верховного правителя, также заимствованная у хазар. Русы использовали хазарский термин «бояре» («боляре») для обозначения высшей социальной прослойки общества. До принятия христианства древнерусская культурная традиция находилась под значительным влиянием хазарской иудейской культуры. В «Повести временных лет» — первом общерусском летописном своде — содержится значительный пласт ветхозаветной традиции, воспринятой, вероятно, через средневековую еврейскую литературу. В древнерусском законодательстве, особенно в «Русской правде», многие статьи заимствованы из талмудического права. Персидский философ XI в. Насир и-Хосров отмечал, что священной книгой русов была Тора. По-видимому, это связано с влиянием еврейской юридической практики на вынесение судебных решений в суде для русов и славян, существовавшем в Итиле в X в. В ритуальных предметах самого большого русского кургана — Черной могилы в Чернигове — и найденных там произведениях прикладного искусства прослеживается явное хазарское культурное влияние.

Новая фаза образования древнерусской государственности начинается с утверждения русов в Киеве, в центре формирующегося пути «из варяг в греки». На протяжении первой половины X в. происходит переподчинение славянских племенных союзов радимичей, северян и вятичей от хазар к русам. Дата появления русов в Среднем Приднепровье окончательно не установлена. Более точной кажется датировка захвата русами хазарского Киева в 910-х гг., поскольку тексты арабских географов, в которых упоминается царь русов в Куябе-Киеве, впервые упомянуты в написанном около 920 г. сочинении ал-Балхи.

Первый серьезный конфликт хазар с русами около 913 г. подробно описан в сочинении ал-Масуди «Промывальни золота». Русы вторглись в земли прикаспийских мусульман, разорили их и с награбленной добычей вернулись в устье Волги. В это время на них напала мусульманская гвардия хазарского царя — арсии. Арсии истребили отряды русов и создали напряженность в отношениях Хазарии и Руси.

После неудачной попытки натравить в 932 г. на хазар аланов Византией был подкуплен князь русов Хельгу (большинством ученых отождествляемый с Олегом из русских летописей), напавший в 940 г. на хазарский город Самкерц — Фанагорию на Тамани. В отместку хазарский полководец, наместник хазарского царя на Боспоре Песах разорил византийские города Крыма, а затем победил Хельгу и приказал ему идти в поход на Византию.

После гибели князя Игоря в 945 г. древнерусское государство осталось самостоятельной политической единицей и по-прежнему, как и до конфликта 940 г., согласовывало свою внешнюю политику с хазарским правительством. Так продолжалось до 965 г., когда князь Святослав и его воевода Свенельд начали серию военных походов. В своем письме Иосеф утверждал, что не пускает больше флот русов проходить по Волге на Каспий для разграбления мусульманских земель.

Распространенное в современной историографии утверждение о разгроме Хазарии войсками Святослава не подтверждается фактами. Единственное летописное свидетельство говорит о нападении Святослава на Саркел — Белую Вежу в 965 г., после чего Святослав отправился в Дунайскую Болгарию и воевал там до своей гибели в 972 г. В 965 г. на Хазарию напали огузские племена. Хазарский царь обратился за военной помощью к Хорезму, хорезмийцы помогли ему на условии, что хазары обратятся в ислам, и вторглись на территорию Хазарии. Хазары, за исключением царя, приняли ислам. Лишь после этого, в 968–69 гг., на Хазарию напали войска не связанных с Киевом русов, разорили Атиль и Самандар, а затем ушли в Византию и Испанию. После этого часть хазар Нижнего Поволжья и Северного Кавказа оказалась в сфере влияния правителя Хорезма, часть — под покровительством ширваншаха, а часть — под властью русов. К концу X в. ситуация начала стабилизироваться, но Хазария оставалась раздробленной на мелкие зависимые княжества.

Преемником Хазарского каганата после его распада и новым политическим гегемоном Восточной Европы стал Русский каганат — Киевская Русь. Принятие Русью при Владимире христианства (988) определило переориентацию Руси на византийскую культурную традицию. В русской летописи описывается религиозный диспут представителей разных религий, среди которых названы и хазарские евреи — «жидове козарстии». В основу сюжета о выборе веры в летописном сказании был положен один из вариантов хазарско-еврейской легенды о религиозном диспуте. В летописи хазарских евреев упрекают в том, что у них нет своего государства, на основании чего Владимир якобы отвергает иудаизм. Этот же аргумент использует автор XI в. Илларион, который в антииудейском сочинении «Слово о Законе и Благодати» противопоставляет ветхозаветный Закон евангельской Благодати, а иудейскую Хазарию («пересохшее озеро») Киевской Руси («наводнившемуся источнику»). Напряженный христианско-иудейский религиозный диалог в Киеве XI–XII вв. был связан с активным участием хазарско-еврейской общины в формировании городской жизни Киева и сильным ветхозаветным влиянием в раннем русском христианстве.

Израильский профессор истории В. Поляк вывел теорию, в основании которой лежит предположение о массовой миграции хазарских евреев на запад, на территории Галиции, Волыни и Польши после распада Хазарского каганата. Единственное известие, подтверждающее эту гипотезу, — летописное сообщение 1117 г. о переселении хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов и основании ими поселения Белая Вежа.

Все это - вехи так называемой "проявленной" истории хазар, которая более-менее признана среди широкого круга специалистов. Доказательств всему выше сказанному нет, равно как и тому, о чем пойдет речь в следующей части статьи.