Меню сайта

Казаки-характерники



Среди запорожского казачества, на протяжении всего его существования, происходили таинственные, овеянное легендами действия. Их реализовывали в повседневной жизни необычные представители большой казацкой массы. Их называли характерники. Произошло это слово от греческого character, то есть отличительная черта. Им называли казаков, которые имели необычайными способностями.

Что же их делало отличными от других? Прежде всего, тот уклад жизни, который они исповедовали, и стремились выполнять каждый день. Не один год существовал этот загадочный мир, в котором странным образом переплетались исторические реалии и выдумка народа, каждый день готового к подвигам и сражениям. Безусловно, опасные и не предсказуемые моменты в жизни казаков, способствовали развитию и существованию, причем не одного поколения, этого интересного явления. Определенную часть казаков которые имели сверхъестественные способности, такие как : умение проходить сквозь стены, превращаться в зверей, слышать и видеть на большом расстоянии, делало их недоступными для понимания остальными.



Из дошедших до нас письменных источников, рассказов старожилов, вырисовывается своеобразный и неповторимый образ такого казака, способного на непонятные для окружающих действия. Казаков –характерников, этих казаков-магов в народе еще называли галдовниками (от украинского «галдовать» — колдовать) или химородниками и заморочниками, потому что они умели напускать на людей морок — туман и сон.

Разница в названиях зависела от направлений деятельности казака, а также мастерства и уровня его подготовки. Это были казаки, которые, по современному определению, обладали экстрасенсорными способностями. У них была хорошо развита телепатия, ясновиденье, способность к гипнотическому воздействию. Владели характерники и тем, что сейчас называется гипнозом, в а старые времена — «отвесть глаз». Например, забавы ради, они могли, заглянув в шинок, оставить после себя множество вопросов. Такой казак мог не только не заплатить за выпитую чарку, но еще и уйти со сдачей с якобы заплаченных денег. Поговаривают, что некоторые из этих запорожцев жили больше ста лет. 



Этих казаков готовили практически с колыбели. Зная традиции и понимая ситуацию, старшие товарищи могли различать с пеленок то, что заложено в младенце. Именно поэтому такой мальчик на долгие годы становился джурой (служкой) старшего и умудренного опытом казака. Но слово «служка» не передает точного значения обязанностей мальчика, прежде всего потому, рядом с учителем он постигал, и это было главным в процессе обучения, премудрости древних знаний. Именно в этом и заключался главный и не прекращавшийся процесс обучения молодежи. Почему? Да потому, что учитель и духовный наставник передавал ученику те знания, которым он сам был обучен своим учителем.

Следует отметить тот факт, что этот процесс растягивался на многие годы. Что же предлагалось усвоить этому будущему воину? Какие функции полагалось ему выполнять в войске? Эти обязанности были выработаны годами непрерывного труда и познания окружающего мира. Очень часто они выступали в роли лекарей, выполняя функции скорой помощи на поле боя, а так же в процессе последующего лечения. Чтобы вылечить раненого, его сначала необходимо было освободить от душ убитых – так считали они, и делали это с помощью своеобразных ритуалов. Это было крайне важно, потому что лекарей в казацких отрядах не было.

Они входили в состав казацкой старшины, были хранителями культуры войска запорожского, посвящали в казаки, оберегали древние традиции. Именно их мы должны сегодня благодарить за сохранение части нашей истории в былинно-песенном творчестве. Именно так передавался следующим поколениям духовный опыт предков.

Что же они знали и умели делать?

А знали и умели они многое. Они были избранными воинами, элитой войска. Имея сверхъестественные способности, они могли управлять психикой, то есть впадать в такое психическое состояние, которое давало возможность делать невероятные вещи. Например, наводить «ману» на ляхов и других врагов.

В истории многих казацких сражений были зафиксированы невероятные случаи. Так, после одной из битв отряд казаков преследовали ляхи. Вокруг было чисто поле и казакам негде было укрыться. В этом случае характерники демонстрировали свое мастерство. Для того, что бы сохранить войско, они ставили среди поля копья по кругу и усилием воли и духа входили в особое психо энергетическое состояние. В этом случае их намерение становилось действительностью. Что же происходило? Ляхи, которые их преследовали, видели среди поля дубовую рощу, в которой укрылись казаки. Они останавливались и возвращаются назад. Это и есть так называемая Мана.



Известен в истории и такой случай. Отважный казацкий полковник Иван Богун сумел провести ночью войско через польский лагерь, да так, что ни одна собака не залаяла. Были у казаков и хитрые приемы, с помощью которых удавалось обнаружить врага. Для этого они изготавливали так называемые «крики». Они брали камыши, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Воск запечатлевал крик. Такие камыши разбрасывали по степи, ожидая вражеского нашествия. Когда появлялись враги в степи, их кони начинали неистово кричать, наступая на предварительно разбросанные камыши. Казак на вахте слышал это и передавал сигнал тревоги.



Ходят легенды и об искусстве запорожцев в морских походах. С маленькой камышинкой они могли долгое время находиться под водой, используя для маскировки бочки и даже лодки. Впоследствии это породило слухи о том, что именно казаки изобрели подводную лодку(!).




Огромную магическую силу народная молва приписывала и казацким предводителям. Поговаривают, что им достаточно было заглянуть в особое зеркало, чтобы узнать обо всем происходящем в лагере врага. Постигшие секреты выучки характерники приобретали знание неуязвимости для пуль и сабель. Они были непревзойденными бойцами, в первую очередь разведчиками.

Специально обученные казаки во времена запорожского казачества составляли отряды пластунов. Это были отряды, в нашем сегодняшнем понимании, специального назначения (спецназ) того времени. В свое время летописец казачества Д.Яворницкий отмечал, что обыкновенный казак – это не только боевой гопак, а человек свободный по духу, к тому же вооруженный. Подчиняться случайным людям было не в его правилах.

   

  

  

Искусные воины, свободолюбивые и отважные, статные и ловкие, крепкие и выносливые, они всегда носили роскошный «оселедец» (длинный чуб) на выбритой голове. Характерниками были полковник Семён Палий, атаманы Захарий Чепега и Григорий Сагайдачный. Характерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и знаменитые полковники. Среди них — Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Пидкова, Самийло Кишка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонис и самый могущественный характерник, кошевой атаман Иван Сирко.

Про него рассказывали, что он подставлял своему слуге руку под удар саблей. После этого на руке оставался только синий след. Говорят, что Сирко, оборачиваясь белым хортом (волком), умел наводить на татарских табунщиков сон. Сирко был личностью незаурядной в истории. Именно при нём прославилась Запорожская Сечь. В 1646 году, по договорённости французов с Богданом Хмельницким, две с половиной тысячи казаков под предводительством полковника Ивана Сирка добрались до французского порта Кале, дабы взять неприступную крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев. Крепость имела важное стратегическое значение — ее называли «ключом от Ла-Манша». Французы многократно пытались взять Дюнкерк, но тщетно. А казаки «взяли» крепость в течение нескольких дней, вручив французам столь желанный «ключ». Сами запорожцы говорили, что равного Сирку не было, не будет и никогда не может быть. О нем в народе сказывали: «Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном... Даже после смерти его долго боялись ляхи и басурманы. В важных сражениях казаки, его отсеченную правую руку везли впереди войска. Где была эта рука – везде была удача в бою.



Характерники знали, что заговорным молитвенным словом можно отвести любую беду, в том числе и ратную. В воинских заговорах они могли «заговорить» чтобы пули были не пули, стрелы не стрелы, и шли бы они во чисто поле, в мать- сыру землю, и чтобы ножи булатные, сабли острые, пищали, топоры и бердыши были смирными и вреда казакам не причиняли. В то же время они выказывали пожелания, чтобы тело казака было крепче белого камня, платье крепче панциря и кольчуги, и чтоб от каменной одежды той и пуля, и сабля отскакивали бы, как молот от наковальни. Чтобы в бою железо и сталь вертелись кругом, как у мельницы жернова, но тела казака не трогали. У них было много разных заговоров не только от пули, но и от опоя коня, укуса змеи, кровотечения из раны.

Отдельно в этом ряду стоят кашевары, искусство которых в приготовлении пищи было уделом избранных. Более того, лечебные молитвы и приготовления целебных снадобий так же были уделом кашеваров. В основном это были серьезные люди, в свое время давшие обет безбрачия и строго державшие этот обет. О том, как серьезно они относились к своему делу, говорит тот факт, что они не давали возможности никому подходить к месту приготовления пищи, так как это считалось уделом избранных. Приготовление пищи у кашеваров было действом мистическим, с заговорами, с молитвенным разжиганием «ватры» (живого огня), доставанием из колодца священной воды. Поэтому вся, приготовленная таким образом, казацкая пища приобретала особую значимость. Даже каша или хорошо известный кулеш готовилась, как ритуальное блюдо.



От всего казак-характерник мог спастись, кроме любви. В этом плане они были весьма уязвимы. Не так они боялись турок, татар, ляхов и прочих врагов, как боялись возникшего чувства любви. И на это были свои причины.

На Сечи считалось, что девушка забирает у воина всю его силу и поддавшийся этому чувству, он не в состоянии был сражаться на надлежащем уровне, терял бдительность и магическую энергию, так необходимую в бою. Поэтому, вступая на территорию Сечи, запорожцы символически венчались с единственной невестой и возможной женой казака - это была их свобода.

Известно, что женщин на Сечи не было, а тот, кто посмел провести туда женщину, рисковал собственной головой. Однако это не мешало, некоторым из них иметь семьи в приднепровских селах. Хоть казачество исчезло, но магия казаков осталась жива.



Совершая чудеса во имя добра, характерники вели непримиримую борьбу с силами зла.

В то же время, как свидетельствуют историки, их таланты усердно пресекал Петр Первый, а Екатерина Вторая запретила само существование Сечи. Императрица после пугачевского бунта не стала мириться с государством в государстве. В 1775 году войска генерала Петра Текелия были направлены к границам Запорожской Сечи. Заняв основные стратегические пункты Запорожского войска, с дивизией пехоты и конницы он подошёл к самой Сечи и выстроил против неё артиллерию. Затем он вызвал к себе всех запорожских старшин и сообщил им текст манифеста об ее уничтожении.



Под дулами пушек у запорожцев не оставалось выбора: непокорные нашли способ перебраться в Турцию, остальные покорились. В то же время, как свидетельствуют историки, его заслуга состояла в том, что он сумел убедить запорожцев выполнить распоряжение царицы, не пролив при этом ни единой капли крови. За проведенную «операцию» ему был пожалован орден святого Александра Невского.

А что же запорожцы? Как таковые они перестали существовать. Их земли были отданы помещикам, а большая часть казаков зачислена в русское войско. Но все же истинные характерники сумели скрыться.



Последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского арестовали, и по именному указу императрицы Екатерины II он был заточен в монастырь на Соловецких островах в Белом море, где провел 25 лет. После освобождения слепой и немощный он остался жить на Соловках, где и умер в возрасте 112 лет. Существует мнение о том, что это был последний запорожский казак. Думаю, что это не так. До сих пор в Украине и многих других республиках бывшего СССР можно встретить казаков, обладающих невероятной силой духа и воли, позволяющей противостоять любым жизненным обстоятельствам.



Александр Лясковский – член Национального Союза журналистов Украины. "Наш Днепропетровск"





Отмечалось умение чудодейственно исцелять страждущих. Стоило за дело взяться характернику – раны быстро затягивались, боли исчезали, казак возвращался в строй. Лечили не только раненых, но и тяжелобольных: наложением рук, шептанием, отварами трав, взглядом.



В некоторых сказаниях описываются ситуации, когда характерник «видит» то, что происходит за горизонтом. Не угадывает, не предполагает, а просто видит. Причем довольно детально. Любопытно, что это умение в текстах просто упоминается, оно не оценивается как чародейство: ну, мол, видит он так, обычное дело, никаких чудес.

Совсем по-другому повествуют тексты о способности характерников предсказывать погоду не по известным каждому казаку приметам, а по звездам. Современные исследователи видят в этом доказательства знания характерниками практической астрологии. В ряде песен встречаются намеки на умение характерников не только предсказывать, но и влиять на погоду, делая ее более подходящей для предстоящего сражения. Например, вызвать ливень перед стычкой с татарской конницей, чтобы вражеские копыта в грязи завязли.




Со стихиями характерники были накоротке. Они всегда знали, где в степи легко докопаться до воды, умели ходить по огню, по морю, аки по суху, и часами блуждать глубоко под водой. Переправа через широкие реки, казалось, была любимым способом отдохновения от повседневных тягот. Характерник просто расстеливал по водной поверхности свою бурку, устраивался на ней поудобнее, доставал припрятанную бандуру и музицировал, напевая «думки», пока поток переносил его в нужное место.



Мы не знаем, что помогало казакам – безграмотным жителям степных захолустий – с невероятной легкостью брать неприступные крепости, побеждать прекрасно обученные армии многочисленных неприятелей. Возможно, этому способствовали усилия характерников, возможно, решающую роль играли совсем другие силы.



Сегодня модно утверждение, что вся Запорожская Сечь была братством характерников. Однако сохранившиеся источники, песни, легенды, сказания свидетельствуют, что этих воинов-колдунов было мало, сражались они, как правило, в одиночку, а в группы собирались только в исключительных случаях.



Для запорожцев, как и для всех остальных казаков, православие было очень мощным фактором. Сражались за веру. Но характерники православными не были. Церковь провозглашала их чародеями, вурдалаками, иноверцами. Их запрещалось хоронить на кладбищах. В грудь покойника вбивали осиновый кол и укладывали лицом вниз, дабы солнечные лучи не могли бы даже случайно осветить безбожные глаза. Могилы характерников располагали в виде курганов, подальше и от поселений, и от кладбищ.

По преданию, пять лет не хоронили самого известного характерника – Ивана Сирко, который целых 12 лет был кошевым атаманом, участвовал в 55 битвах и не потерпел ни одного поражения. Отправляясь на войну, казаки брали с собой его труп, чтобы своим телесным присутствием он помогал бы им побеждать. Потом возили только правую руку. Потом отправили череп в Москву…



Мы не знаем, откуда взялись характерники.

Одни считают, что их породила Сечь. Другие настаивают, что они – потомки боевых отрядов волхвов Перуна. Третьи ищут их родину в Азии, среди ассасинов. Четвертые объявляют их последователями друидов. Пятые убеждены, что характерники – праправнуки древних арийцев, подкрепляя свое мнение тем, что само название их связано не с греческим «характер» (резьба, клеймо), а с наименованием некогда могущественных арийских воинов – «махарати», способных подпитываться духовной энергией ведических мантр.



Как бы то ни было, характерники – часть нашей истории, нашей культуры, и поиск правды о них вряд ли прекратится в скором времени.



Николай Сажнев.  "Новые вести"