Бакота - живописное место на берегу многоводной реки Днестр (Тирас, Тивер), где благодаря закрывшему от северных холодов гористому ландшафту, создается мягкий микроклимат, способствующий существованию редких видов птиц, растений, насекомых занесенных в «Красную книгу». Находится на территории Национального Природного Парка «Подольские Толтры».
Сегодня Бакота (в переводе с древнерусского языка это название означает желаемое, прекрасное место) привлекает туристов и отдыхающих многими достопримечательностями. Белая гора(поднимается на 120 м. над водой, с которой открывается живописный вид на подковообразный залив р.Днестр площадью 850 га), великолепный горный ландшафт, воздух насыщен ароматами трав и растений, древние кельи в скале и останки скального монастыря, три целебных родника с необычайной водой, богатая история. Много легенд и народных сказаний живет в этих местах.
Археологические раскопки свидетельствуют, что с древнейших времен вдоль берегов Днестра на этом месте располагалось множество языческих святилищ и капищ, а также курганные женские захоронения, что свидетельствует о плотной заселенности этих территорий, начиная с доисторических времен. Существует также подтвержденная подводными исследованиями легенда о так называемом семисаженном каменном отпечатке стопы Будды.
Действительно, история окаменевших отпечатков громадных стоп, носит в этой местности культовый характер, так как в действительности представляет собой неразгаданную загадку далекой древности.
Еще 200 лет назад местный Подолья В. Марчинский опубликовал на польском языке история Подольской губернии, упомянув о Бакоте. А в конце XIX века профессор В.Б.Антонович отправился в Бакоту с экспедицией, самой большой на сегодняшний день. Им и его группой был собран богатый исторический материал, но отчеты о проводимых Антоновичем раскопках не сохранились. Рассказывают, что группой Антоновича были открыты наскальные рисунки, на которых были изображены существа с гигантскими головами и стопами. В XIX веке, эпохе революций, войн, индустриализации, развитии технических наук и классической астрономии, находка Антоновича была трактована как изображения древних языческих богов. Однако, сейчас можно смело сказать, что наскальные рисунки запечатлели существ неизвестной природы, которые, хоть и были схожими на людей, но во много раз превосходили современного человека в размерах, а так же имели явные физические отличия. Возможно, плита с отпечатком стопы как раз и запечатлела реальное существо, обитавшее в районе Бакоты в те давние времена.
Здесь следует упомянуть легендарного греческого Геракла - сына верховного бога Зевса и дочери фиванского царя Алкмены. Имя свое он получил из-за преследований супруги Зевса богини Геры (Геракл - в переводе "совершающий подвиги из-за гонений Геры"), а настоящее его имя "Алкид - сильный". Он совершил известные двенадцать подвигов, обессмертившие его имя.
В четвертой книге своей "Истории" Геродот писал: "В скале у реки Тираса (Днестр) местные жители показывают отпечаток ступни Геракла, похожий на след человеческой ноги длиной в два локтя (около метра)".
В ней говорится о том, что Геракл в поисках сочной травы для своих быков гнал стадо вперед, пока быки не остановились на морском берегу. Но здесь не было пресной воды для питья, и Геракл погнал быков дальше к северу.
Интересным является тот факт, что в старые времена Каменец-Подольский регион испытывал проблемы с питьевой водой. Известно что вода в город завозилась. Однако через некоторое время был найден источник , но вода в нем оказалась солёной!
Считается, что на территории области в древности был расположен океан Тетис (Сарматское море), которое впоследствии исчезло.
Так вот, возвращаясь к легенде о Геракла и его быков, мы узнаем, что быки Геракла остановились они у реки Тирас.
Быки стали пить вкусную воду и разбрелись по сторонам, с жадностью жуя траву. Наступила ночь и в степи похолодало.
Взобравшись на скалу над Тирасом, чтобы лучше видеть свое стадо, Геракл завернулся в львиную шкуру и улегся на вершине.
(Присмотритесь, на фото видно, что на лбу у гигантского существа заметно другое лицо. Возможно, это лицо льва, которого Геракл убил в Кифероне и с тех пор не снимал с себя его шкуру).
Вскоре он заснул и крепко спал до рассвета, пока первые лучи Солнца не коснулись его век и не разбудили героя.
Но когда он проснулся - ни быков, ни коней, ни колесницы не было. С яростью топнул ногой о скалу Геракл. Да так сильно, что на скале той навек остался отпечаток его богатырской ступни.
(фото с сайта http://kam-pod.info)
Известно, что скальный монастырь в Бакоте был разрушен в результате неизвестного катаклизма, предположительно землетрясения или взрыва. Возможно ли предположить, что это разрушение было вызвано топотом ног гиганта? Допустим, это так.
Что же дальше случилось с легендарным Гераклом?
Он отправился на поиски пропавших коней и дошел до загадочной страны Гилея. Там, в пещере, он увидел женщину-змею, с которой заключил договор и вступил в связь, в результате чего родились три сына, один из которых впоследствии стал родоначальником скифов.
Некоторые историки считают, что Геракл направился в Крым. Однако, эта версия всего лишь предположение.
Геродот уверяет, что женщина-змея оказалось первым существом, которое Геракл встретил на своем пути. Но неужели на всем пути в Крым ему не попалась навстречу ни одна живая душа?! Вряд ли.
Возможно, Геракл никуда и не ходил. Проснувшись, он увидел скальные пещеры, в которых обитала женщина, со змеиным хвостом. Естественно, что именно у нее он и поинтересовался, знает ли она, куда подевались кони. тем временем, женщина, видевшая его спящим, возжелал Геракла и захотела родить от него детей.
Наскальные рисунки, найденные в Бакоте профессором Антоновичем, о которых уже было упомянуто выше, изображали трех большеголовых существ. Три совершенно разных, как характеры братьев, источника с живительной водой, вытекающей из глубин. Возможно, все они олицетворяют собой сыновей Геракла, которые родились в тайных пещерах Белой Горы, нависшей над Днестром и именно отсюда они разошлись по сторонам для того, чтобы основать скифские поселения на территории от Днестра до Дона.
Но это только легенда.
"...один наш соотечественник потратил много денег, дабы приехать в Тибет и получить там помощь от святого монаха. Попав к монаху, тот начал рассказывать о своей проблеме, но святой узнав, что гость приехал с Украины, отправил его обратно домой. При этом сказав, что у нас в стране есть Священное Место, которое гораздо лучше сможет помочь в трудном деле. Это место и есть Бакота. Представляете – рядом с нами есть место, превосходящее по своей Силе сам Тибет.
Информация с сайта http://weleyar.blogspot.com
Бакота привлекает к себе не только искателей мест силы, но и искателей сокровищ. Говорят, что клады здесь, действительно существуют. Вот только они заколдованы. Оказывается, в скалистых дебрях живут некие маленькие существа, охранители этих самых сокровищ. Они довольно мирные и не нападают на людей, но вытворяют такие фокусы, о которых нельзя не рассказать.
Некоторые путешественники жалуются на то, что с трудом находят поворот на скальный монастырь в Бакоте. И это не случайно. По замыслу человечков, все, кто приходит в эти земли с целью наживы, не должны найти путь к сакральному месту.
С первого взгляда, все это похоже на детскую сказку, но истории, которые рассказывают местные гиды (не самозванцы, а вполне серьезные люди, ученые-историки) также наполнены тайнами. Не раз экспедиция сбивалась с пути, обознавшись или пропустив поворот к монастырскому спуску. Выяснялось, что среди путешествующих представителей серьезной науки были заядлые коллекционеры, а им, по всей видимости, дорога на Бакоту закрыта.
Поэтому, в историю о человечках, охранявших клады можно не верить, но факты говорят за себя. Может быть в этом месте существует некая сила, которая не всех пускает в свое энергетическое поле.
Впервые Бакота упоминается в летописи 1024 года. В XIII веке — крупный город, важнейший политико-административный центр Понизья (Днестровского Низовья, а с XIV века — Подолья), которое входило в Галицко-Волынское княжество. В XII веке Бакота занимала площадь около 10 гектаров, в ней жило около 2,5 тысяч человек.
Первое упоминание о скальном мужском монастыре зафиксировано в киевской летописи 1362 года, где тот упоминается как «давно существующий». Действительно, Бакотский скальный монастырь возник в ХІІ ст. на месте языческого капища. Князья Кориатовичи, придя по Днестру к селу Бакоте, нашли здесь, монахов. Это был самый давний пещерный монастырь Подольской земли - Бакотский, основанный приблизительно в ХII-ХIII ст.Основателем монастыря был преподобный старец Антоний (основатель Киево-Печерской Лавры). По Ипатьевской летописи, в 1255 году городом завладели монголо-татары. Монахи и жители города спрятались от нападающих в лабиринте монастырских пещер. Захватчики предлагали выйти, сдаться и отречься от веры, но не достигнув успеха в переговорах, засыпали выход огромными камнями, тем самым заживо похоронив население в его убежище. В 1258 году татарами был разрушен Бакотский замок.
В течение многих веков Подольская земля была разорена и опустошена не один раз татарами, турками, поляками. И вместе с этим был полностью опустошен тогда и Бакотский монастырь
В 1431 году Бакота становится нейтральной приграничной территорией, как следствие перемирия между Польшей и Литвой. В этом году жители города организовывают восстание, убивают помещиков и провозглашают независимость. Через три года польские войска жестоко подавили бунт, наказали зачинщиков, сожгли дома, разрушили замок и разогнали население. После этого Бакота навсегда перестала быть городом.
На протяжении последних веков своего существования жизнь в Бакоте была спокойной и размеренной. После 1918 года городок стал пограничным — вдоль реки была построена двухметровая каменная стена, а по ту сторону Днестра начиналась территория румынии. Голод 1933 года обошёл Бакоту стороной, но монастырь был закрыт, а чуть позже приостановлено строительство новой церкви. Боевых действий Второй Мировой войны на территории Бакоты не было. И лишь голод 1947 года уменьшил количество населения Бакоты втрое. В начале 1960-х годов служба в храме монастыря была остановлена. Последние монахи умерли или ушли в другие монастыри. Иконы, кресты и книги были уничтожены, церковь разрушена.
История Бакоты закончилась в 1981 году, когда в ходе строительства Новоднестровской ГЭС население было выселено в соседние города, а сам населенный пункт полностью затоплен водой.
В 1996 году обвал верхней скалы Белой горы уничтожил основную массу пещер и усыпальниц с настенными росписями и фресками. Лишь в одном месте сохранились остатки келий и захоронений монахов, немногочисленные руины Михайловской церкви и покинутые фруктовые сады.