Меню сайта

Пётр Могила

Митрополит Петр

Митрополит киевский и галицкий. Выдающийся просветитель, политический, церковный деятель. Основатель первой в Восточной Европе православной Киевской коллегии. Автор более 20 полемических проповедей и ряда книг. Меценат. Канонизирован православной церковью.

Будущий Киевский митрополит родился в 1596 году в семье молдавского господаря Симеона Могилы. После смерти отца (в 1607 г. в результате дворцовых интриг отец Могилы был отравлен) его семья перебралась на запад нынешней Украины. Петр предположительно обучался сначала в Львовской братской школе, а затем продолжил свое образование в европейских университетах. Исследователи биографии Могилы допускают, что он, вместе с будущим выдающимся философом Р. Декартом, обучался в иезуитском коллегиуме Ла Флеш во Франции. Это учебное заведение, основанное в 1604 г., стало самым знаменитым в Европе. Другие биографы Могилы считают его выпускником парижской Сорбонны.

По окончании учебы молодой шляхтич недолго служил в польской армии. Свою карьеру он начал в возрасте 20 лет на службе у польского короля Сигизмунда III командиром гусарского отряда. Во время Хотинской войны воевал в составе кавалерийского корпуса коронного гетьмана С. Жолкевского — «первой сабли Польши». Последний, храбрый воин, после смерти отца Могилы был опекуном юного Петра до его совершеннолетия.

Оставив воинскую службу, в 1622 г. Могила приехал в Киев, где подружился с митрополитом И. Борецким, ставшим его духовным наставником. В 1625 г., в возрасте 26 лет, Могила принял схиму и стал ученым-богословом, без остатка отдавшим себе служению Богу. В 1627 году Петра Могилу избирают архимандритом Киево-Печерской Лавры. В стенах Печерской обители Могила составил «Литургиярион» («Служебник»), объявленный церковным собором 1629 г. обязательной книгой для каждого православного священника. По сравнению со «Служебниками» XIV-XVI вв. «Литургиярион» был более подробным, содержал тексты литургий и прочих церковных служб и избежал ошибок, допущенных в предыдущих изданиях. В книгу были также включены обычаи, присущие только украинской православной церкви.

Летом 1631 года архимандрит Петр пригласил из Львова в Киев двух ученых иноков: Исаию Трофимовича и Сильвестра Косова. Осенью того же года они открыли школу в Киево-Печерской Лавре, в которую было набрано более сотни учеников. Новая школа разместилась на территории Троицкого больничного монастыря на Верхней Лавре (к северу от Святых врат). Исаия Трофимович стал ректором школы, а Сильвестр Косов — префектом. Архимандрит Петр и его сподвижники замыслили создать школу, которая бы по своему уровню не уступала европейским образцам. Поэтому они ориентировались на европейские (прежде всего польские) образцы. В Лаврской школе основной акцент был сделан на преподавание латинского и польского языков.

Однако киевляне были настроены резко против такого характера обучения в Лавре. Чтобы преодолеть наметившийся конфликт, 30 декабря 1631 года архимандрит Петр подписал с братчиками акт об объединении двух школ. В соответствии с этим документом Петр Могила становился во главе объединенной школы. Местом пребывания объединенной школы был определен Братский монастырь. В начале 1632 года решение об объединении школ было подтверждено Киевским митрополитом Исаией Копинским и гетьманом Иваном Петражицким, после чего школа стала именоваться Киевской коллегией.

Могила возглавил православную делегацию на польском сейме 1632 г., созванном для избрания нового короля Владислава IV. Делегация добилась признания польским правительством украинской православной церкви. 3 ноября 1632 года на учредительном сейме в Варшаве православные депутаты избрали Петра Могилу митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. В начале апреля 1633 года он получил утвердительную грамоту от Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса, и 28 апреля 1633 года в Успенской братской церкви во Львове состоялась его епископская хиротония (введение в сан).

Киевскую митрополичью кафедру тогда занимал И. Копинский, опиравшийся на запорожское казачество, — один из иерархов, избранных в 1620 г. при содействии гетьмана П. Сагайдачного. Копинский считал себе единственным законным митрополитом и не подчинился решению сейма. В ответ Могила, отличавшийся решительным характером, приказал вывезти старого митрополита из его резиденции, киевского Михайловского монастыря, в Печерскую обитель и содержать там под домашним арестом, пока не отречется от митрополичьей кафедры. После этого Копинскому было позволено вернуться в Михайловский монастырь, где он служил настоятелем. Враждуя с Могилой, Копинский распространял среди православного духовенства слухи о том, что новый митрополит тайно перешел в унию.

Вернувшись в Киев, святитель Петр провел реформу братской школы. В программу преподавания были введены арифметика, геометрия, музыка, поэзия, астрономия, диалектика. Главный упор по-прежнему делался на преподавание латинского и польского языков, так как они открывали православным студентам доступ к европейской науке. В нескольких городах святитель Петр открыл новые школы, которые фактически стали филиалами Киевской коллегии.

Чтобы сделать из Киевской коллегии полноценное высшее учебное заведение — Академию, как о том мечтал митрополит Петр, надо было получить от польских властей разрешение на открытие в ней высшего класса — богословского. Однако король Владислав не разрешил преподавать в Киеве науки выше диалектики и логики. Для получения полноценного богословского образования выпускники Киевской коллегии вынуждены были отправляться в католические Академии Польши и западноевропейских стран. Все это обусловило глубокое проникновение латинской схоластики в православную церковную науку. Позже исследователи назовут это явление «латинским пленением» русского богословия.

Первоначально Киевская коллегия размещалась в доме, подаренном братству Галшкой Гулевичевной. В 1630-е годы близ этого дома было построено еще одно здание. Здесь кроме учебных комнат разместилась домовая церковь в честь святых Бориса и Глеба, а также трапезная. Это здание оставалось главным учебным корпусом коллегии вплоть до начала XVIII века. Позже оно было перестроено в Свято-Духовскую церковь.

Святитель Петр всегда проявлял особую заботу о Киевской школе. В своем завещании он передал Братскому монастырю несколько сел, вотчин, домов и дворов, семейную серебряную посуду, митрополичье облачение и митру, украшенные семейными драгоценностями, серебряный крест, саккос и, самое главное, свою библиотеку, состоявшую из 2 131 книги. Коллегию святитель называл в завещании единственным подлинным приобретением за всю свою жизнь и слезно просил исполнителей завещания сохранить ее на вечные времена. Скончался святитель Петр в ночь на 1 января 1647 года и был погребен в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. В память о нем Киевскую коллегию стали называть Могилянской.

В 1640 г. Могила и архимандрит Лечерского монастыря И. Трофимович-Козловский составили «Катехизис» — богослужебную книгу в виде вопросов и ответов, в 1643 г. утвержденную всеми четырьмя православными патриархами.

В 1646 г. Могила издал «Требник», содержащий описания церковных служб частного характера, отличных от русских: освящение жилища, домашнего скота, колодца; молебны по случаю неурожая, болезни, путешествия, начала учебы и пр. «Требник» основывался па обычаях украинского народа, многие из которых были схожи с католическими церковными обрядами и не сохранились в других церквях «восточного толка», из-за чего православное духовенство обвинило Могилу в введении католических обрядов в православную службу Божью.

Вера П. Могилы была чистой и открытой. Он не сомневался в возможности «чудес», например, таких, как явление запорожцу А. Гулаку-Лагутс архангела Михаила или перенесение с места наместо церкви «силой Божьей». Все известные ему случаи подобных «чудес» Могила тщательно фиксировал в своем рукописном дневнике. Он сделал первые шаги к канонизации монахов, мощи которых пребывали в Печерском монастыре.

Могила стремился установить в церкви сильную власть: подвергать цензуре все издания, контролировать церковные братства, хозяйства иерархов и монастырей. Мечтал о создании автокефальной украинской церкви, независимой от Царьграда и Москвы, и даже переписывался с папой Урбаном VIII по поводу создания отдельного Украино-Белорусского патриархата (с чем был согласен и польский король) для объединения православных' и униатов. Вместе с И. Борецким Могила некоторое время поддерживал в этом деле М. Смотрицкого, однако в 1628 г. осудил последнего и отказался от создания украинской автокефалии. И хотя в 1636 г. Могила обратился к церковным братствам с призывом примириться с униатами для достижения спокойствия в Украине, это не было изменой православной веры, о чем свидетельствуют тексты его «Исповеди» (которую он не осмеливался печатать без разрешения восточных патриархов) и «Завещания».

Могила планировал создать большое собрание житий святых — «Четьи-Минеи», но не успел этого сделать. Лишь в конце XVII в. «Минеи» были написаны другим известным церковным деятелем — Д. Туптало.

Стремясь подчеркнуть исконное православие Киева, надеясь вернуть ему роль столицы православного мира, Могила заботился о возрождении древних киевских храмов, особенно сооруженных Владимиром Святым — крестителем Руси, по значению для церкви приравниваемым к апостолам. Чтобы отобрать у униатских священников Десятинную церковь, Могила в 1636 г. во главе вооруженной челяди захватил и разрушил старый деревянный храм, а на его месте приказал соорудить новую кирпичную церковь. Умирая, Могила завещал на завершение постройки Десятинной церкви 1000 польских злотых. Перед началом строительства он приказал изучить остатки древнерусского Десятинного храма, разрушенного в 1240 г. монголо-татарами. Тогда были обнаружены мощи Святого князя Владимира, с почестями перенесенные в Успенский собор Киево-Печерского монастыря. При жизни Могилы этот монастырь был отстроен, пещеры приведены в порядок и открыты для паломников, а количество монахов возросло до 800 человек.

Могила отобрал у униатского духовенства и древний Софийский собор — главный кафедральный храм Киевской митрополии. Львовский типограф М. Слезка в книге «Триодь цветная» (1642 г.) в посвящении Могиле писал, что тот на собственные средства отстроил полуразрушенный Софийский собор и снабдил его культовыми предметами и облачением для духовенства.

Считая, что церковь Святого Спаса в загородном селе Берестове соорудил князь Владимир, Могила возродил эту святыню и пригласил из греческого Афонского монастыря монахов-живописцев, которые расписали отреставрированное сооружение фресками. Внутри храма был написан и ктиторский портрет самого митрополита, сохранившийся до наших дней: рядом с Христом, сидящем на престоле, стоят Богородица, равноапостольный князь Владимир и Могила, который почтительно протягивает Иисусу макет отстроенного Спасского храма. Художник детально изобразил густые волнистые волосы митрополита, его большие глаза и орлиный нос. Рядом изображен шляхетский герб сына молдовского господаря. Еще одно изображение Могилы в архиерейском облачении сохранилось на живописном полотне.

Могила умер в ночь на 1 января 1647 г., на 50-м году жизни, завещав своему детищу — Киевской коллегии, собственную библиотеку, дом, несколько дворов на Подоле, все движимое имущество и 80,000 злотых. Его похоронили в кирпичном склепе в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, В 1941 г., во время немецкой оккупации Киева, Успенский собор был взорван, и только в 1982 г. ученые обнаружили две изувеченные взрывом серебряные пластины от гроба Могилы с надписями и изображением его шляхетского герба. Текст эпитафии кратко перечислял основные вехи жизни митрополита: служба в армии, участие в Хотинской войне, избрание Печерским архимандритом и киевским митрополитом, возобновление Софийского собора и основание Коллегии в Киеве.