Меню сайта

Замок Ричарда

Замок Ричарда – одна из самых экзотических достопримечательностей Киева. Он наполнен истинно рыцарским духом. Там есть все, что положено уважающему себя замку: и внутренний дворик с коновязью, и турнирные поля, и закрытый замковый сад, и винтовые лестницы.

Замок не просто выполнен в неоготическом стиле, он нарочито фанатично готический по сути. А значит, как все готическое, овеян легендами и ореолом таинственности.

Откровенно говоря, таинственно в нем все. Ну, скажите на милость, зачем сооружению так много входов? В каждом ярусе, чуть ли не в каждом помещении свой вход – то ли через переднюю лестницу, то ли через балкончик, то ли через пристройку… А в башню вообще ведет единственная винтовая лестница, укрытая в теле стены так, что ее и отыскать-то сложно…

Почему этот замок называют Замком Ричарда Львиное Сердце? Это красивое и загадочное имя в 1967 году придумал киевский писатель, добрый гений Андреевского спуска Виктор Некрасов. Вдохновился, видимо, любимым с детства романом Вальтера Скотта.

Как обнаружилось, замок был назван в честь вполне реального Ричарда – господина Юревича – блестящего рассказчика и выдумщика, который прожил в нем больше 60 лет.

Он был старейшим жильцом этого дома, проживал там с 1922 года. Виктор Некрасов познакомился с ним в 1966 году, между ними завязались дружеские отношения.

Ричард охотно рассказывал писателю истории из жизни замка. В шутку Некрасов называл своего друга Ричардом Львиное Сердце.

Некрасов был трогательно доверчивым и наивным. Например, он с восторгом поведал, что автор Замка Ричарда Львиное Сердце – архитектор В. Городецкий, при этом, честно объяснив, что открыла ему эту тайну одна из местных женщин, в благодарность за то, что он помог ей донести тяжелую корзину с выстиранным бельем…

На самом же деле, личность архитектора Замка Ричарда Львиное Сердце до сих пор остается неизвестной. Знаменитый киевовед М. Кальницкий, приложив массу усилий, обнаружил схожий проект. Подобное строение в стиле английской неоготики в конце XIX – начале XX века планировали возвести на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге для чиновников Министерства внутренних дел. Автором проекта был академик архитектуры Роберт Марфельд. Но в Петербурге замок так и не воздвигли, а вот в Киеве – построили. Однако почему проект перенесли к нам, по чьей инициативе, кто приспособил его к сложному киевскому рельефу? Все это – загадка.

Да и вообще – здесь все непонятно! Строительство велось на средства киевского промышленника Дмитрия Орлова, который рассчитывал таким образом заслужить статус потомственного почетного гражданина Киева. И при этом ни одна городская инстанция не выдала ему разрешения! В одной из газет того времени как-то появилась статья со словами: «Вечером дом неожиданно загорелся. Через несколько часов от него остались лишь обгорелые стены»... Был это поджог или несчастный случай, выяснить не удалось. А вскоре в замке начали происходить жуткие вещи. В башнях раздавался истерический хохот, в печах и трубах не прекращались шорохи. Поползли слухи, будто здание оккупировали призраки.

Сам Орлов, оказавшись в 1908 году в критической ситуации, заложил дом на 36 лет за 87 тысяч рублей и взял подряд на постройку земляного полотна Амурской железной дороги. Но в 1911-м, опять-таки при загадочных обстоятельствах, он был убит в момент доставки денег для рабочих. Вдове Орлова Лидии Леонидовне, оказавшейся без средств с пятью детьми на руках, оставалось либо идти по миру с протянутой рукой, либо же продолжать незавершенное строительство. И, к всеобщему удивлению, она вначале решилась взять крупную ссуду, а потом, к еще большему изумлению общества, непонятным образом умудрилась закончить стройку.

После 1912 года он заслужил прозвище "Дом с привидениями". Впрочем, как раз тут ничего особо таинственного и нет. Видимо, Лидия Леонидовна, испытывая недостаток средств, поскупилась при расчете со строителями, а они отомстили ей самым, что ни на есть классическим способом. В системы вентиляции, печного отопления, да и просто в стены они вмонтировали обрезки труб, битые бутылки, осколки, и как только менялся ветер, все это хозяйство начинало выть и стонать на разные голоса. Перепуганные жильцы бежали, и вместо доходов дом приносил одни убытки.

Неудивительно, что хозяева строения постоянно менялись. Орлова, едва закончив постройку, продала свой замок за 114 тысяч, таким образом расплатившись со всеми долгами. Новым владельцем стал князь Урусов, который по слухам сначала проиграл свое обиталище в карты настоятелю Андреевской церкви, но вскоре отыграл его обратно…

Так или иначе, замок обрастал легендами и… жильцами. В начале XX века здесь, не убоявшись привидений, снимала комнаты под ателье-мастерские община талантливых киевских художников. В нее входили Григорий Дядченко, Фотий Красицкий, Иван Макушенко. Интересно, что все они были родственниками Тараса Григорьевича Шевченко, а еще – выпускниками Петербургской Академии художеств и учениками И.Е. Репина. Позднее к ним присоединился еще и скульптор Федор Балавенский, который вместе с учеником преподнес Замку Ричарда царский подарок: снял точные копии химер и чудовищ с фасада Собора Парижской Богоматери и установил их на террасе и внутренней винтовой лестнице дворика. Эти статуи таинственно исчезли в 1942 году – по слухам, некий высокий немецкий чин вывез их в свою усадьбу в Германии.

Но куда же подевалась знаменитая библиотека Степана Тимофеевича Голубева – профессора Киевской духовной академии, жившего в одном из помещений второго этажа Замка Ричарда? Ох уж эта библиотека! Сколько же было говорено-переговорено о ней в Киеве. Дело в том, что С.Т. Голубев – блистательно образованный человек, один из лучших специалистов по истории Юго-Западной Руси, известный исследователь творчества Петра Могилы, уважаемый профессор – в обыденной жизни был… маньяком! Хотя не убийцей, его мания распространялась на книги, которые для Голубева были предметом страсти и вожделения. Чтобы овладеть полюбившейся книжкой, профессор не гнушался и воровством. У него был специально скроенный сюртук с потайными карманами, куда он прятал украденные из частных и публичных библиотек тома. Если хозяин, спохватившись, приходил с просьбой возвратить свою собственность, Степан Тимофеевич, не споря, отдавал добычу – чтобы назавтра утащить снова… Иногда вообще непонятно, зачем. В.П. Рыбинский, сослуживец Голубева по академии, вспоминал, что Голубев, работая над историей Киево-Выдубицкого монастыря, забрал весь монастырский архив, а потом… не вернул его. Рыбинский рассказал: " …в 1920-21 годах можно было на Бессарабке купить фолиант, завернутый в документы Выдубицкого монастыря…"

Впрочем, Голубев не чурался и других, гораздо более безобидных шуточек. Мог, к примеру, без предупреждения зайти в гости к коллеге-академику, приведя с собою чуть ли не всех преподавателей и студентов курса. Мог злобными рецензиями преследовать профессора-конкурента. И все ему сходило с рук, все прощалось – киевляне воспринимали его как этакого чудака.

Почти четверть столетия красавец-замок стоит пустой. Длительный капремонт затеяли с целью открыть в здании фешенебельный отель, но дело двигалось очень медленно, а с 1990 года остановилось совсем. Единственное, что здесь изменилось — это ступеньки.

Потом был найден инвестор, вложивший в строительство больше 2 млн долларов. С тех пор здание неоднократно меняло собственников, но, не смотря ни на что, стоит пустое.

Ирония высших сил? Или очередная тайна зачарованного замка? Будем надеяться, что время еще расставит все по своим местам. А все тайное, когда-нибудь станет явным.