Меню сайта

Лыбидь

Памятник основателям Киева. Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбидь

Лыбидь - легендарная сестра трех братьев, основателей Киева - Кия, Щека и Хорива. Упоминается единожды в "Повести временных лет" Нестора. Так же иногда рассматривается как жена одного из братьев, дочь и даже наложница. Личность Лыбиди овеяна тайной, разгадать которую является задачей не простой.

Что можно сказать о человеке, о котором практически ничего не известно?

Из личной биографии Лыбидь от Нестора мы узнаем одну единственную историю, связанную с ее предполагаемым замужеством.

По преданию, Лыбидь была чиста и привлекательна, что привлекло к ней множество женихов. Но строптивая девушка не выбрала ни одного из них, в следствие чего была названа единственным негативным персонажем известной легенды об основателях Киева.

Возникает вопрос: почем имя трех братьев, Лыбидь самостоятельно улаживает вопрос своего замужества и почему ни один из братьев не принимает в этом участия? Такой подход претит всем понятиям о традициях семьи и не может иметь место, если только речь не идет о самостоятельной, свободной и независимой девушке (женщине). Этот факт ставит под сомнение родство Лыбеди с Кием, Щеком и Хоривом.

Зато Лыбидь охотно выступила на защиту своих названых братьев и своего города. По преданию, Лыбидь наплакала бурную реку, которая оказалась непреодолимой преградой на пути захватчиков города.

Итак, девушка, не пожелавшая выйти замуж, отважно защитившая свой дом, мастерски умевшая оставаться в тени истории, верша свои дела тайно и сокрыто. Какова была ее миссия и почему о ней, в отличие от Кия, Щека и Хорива, ничего не сказано?

Возможно в том, что Лыбидь оставалась в тени главных исторических событий и был основной замысел. Но какой?

Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло).

Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем. Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди (в компании с гусями и утками). В искусстве этрусков встречаются изображения солнечного колеса, влекомого лебедями. У славян они сопровождали Бога Солнца.

У многих народов Зауралья, например у якутов, лебеди являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди на земле были сделаны из лебединых лап. Народы Сибири верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной — наоборот.

В индийской мифологии («Тайттирия-брахман») рассказывается, как один мудрец-риши силой своего знания превратился в золотого лебедя, взлетел в небо и соединился с солнцем. С символикой лебедя связана богиня Сарасвати и даже Брахма. Лебедь или гусь — его персональная эмблема. Это та самая волшебная птица, что отложила на воды космическое яйцо, из которого появился сам Брахма.

Кроме того, у индийцев имеется пара лебедей, Хам и Са, которые живут в сознании великого и питаются лишь медом цветущего лотоса знания (саунда-рья лахари). Птица Хамса (не путать с мелкой рыбёшкой) вырезалась на стенах храмов и символизировала совершенный союз, к которому стремятся небесные существа. Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух.

В греко-римской традиции образ лебедя связан с Зевсом, Афродитой, Аполлоном, Орфеем.

Однажды Фаэтон, сын бога Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не справился и чуть не испепелил землю огненным жаром. Опасаясь, что Фаэтон погубит землю, Зевс поразил его молнией. Из сострадания Аполлон превратил юношу в лебедя, а его изображение поместил среди других звезд (созвездие Лебедь). Сам Аполлон часто летал из солнечной Эллады далеко на север в страну гипербореев в колеснице, в которую впряжены белые лебеди.

В другом мифе царица Спарты Леда сразила своей красотой самого Зевса, и однажды влюбленный владыка богов явился к ней в образе раненого лебедя. Леда приласкала лебедя, и вскоре она родила яйцо. Из яйца возникла прекрасная Елена, из-за которой впоследствии разгорелась Троянская война.

У греков было поверье, что лебеди перед смертью взлетают к солнцу с последней «лебединой песней».

Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества.

Но в греко-римской традиции эта птица ещё и знак любвеобилия, связанная потому с Афродитой (Венерой). А римляне назвали в его честь северное созвездие Млечного Пути.

Германцы считали лебедей птицами, которые могут предсказывать будущее, полагали, что в них превращаются души юных дев, особенно чистых и добродетельных (но ведь и у нас девушку называют ласково лебёдушкой). У кельтов лебединые божества тоже ассоциируются с солнечной колесницей, имеют солярную природу и являются благодетелями людей, обладают целительными силами, символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их музыка действует магически.

Китайцы также называют лебедя солнечной птицей. У бурят он является олицетворением вечного материнства и верности нравственным корням (застрелить лебедя было сильным грехом, влекущим либо утрату одного глаза, либо пропажу жены). У марийцев тоже бытовал запрет на отстрел лебедей (а также на гусей и голубей).

Любопытно, что Хроника Козьмы Пражского (XII в.) сообщает о мудрейшей дочери и верной помощнице Крака, основателя града Кракова, что звалась Либуше (т.е. Лебедь). После смерти отца народ доверил её правление и судейство. Так вот, именно она указала на князя-пахаря Пшемысла и предсказала основание Златой Праги.

В сказаниях русского народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерьми Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.

Прекрасным образом русских сказок является Царевна Лебедь.

Так, легендарная Лыбидь может представлять любой народ, любую страну, так как образ ее - собирательный и многогранный.

Одной из основных зацепок, способной помочь приоткрыть завесу тайны сестры Лыбидь, все же является ее неприятие замужества. Согласно греческим мифам, противницей брака была богиня Луны Артемида, сестра Аполлона, дочь Зевса и Лето.

Артемида является охотницей и воительницей, покровительницей и верховной богиней легендарных амазонок.

Титанида Лето - мать божественных Артемиды и Аполлона, была родом из Гипербореи, загадочной северной страны (в понимании греков), весьма полюбившейся ее сыном. Как уже было сказано выше, Аполлон путешествовал в блаженную страну на лебеде.

Вероятно, героиня славянской легенды Лыбидь не спроста была названа таким нетипичным именем и, судя по ее характерным особенностям, могла быть представительницей амазонок, по преданию живших на территории современной Украины.

Она так же могла иметь корни в Гиперборее, но так же могла происходить из другой земли, но путешествовать в Гиперборею, а соответственно, точно знала место нахождения этой страны. Известно, что жителями Гипербореи были потомки титанов и попасть туда мог далеко не каждый. Но она, по все видимости, могла, а значит, если не принадлежала к божественной касте, то уж точно обладала возможностями, открывающими перед ней самые таинственные врата.

Если учесть, что Лыбидь владела тайными знаниями и, вероятно, была амазонкой, в истории с Кием, Щеком и Хоривом, она могла играть роль охранницы. Подобная версия кажется вполне реалистичной. Но...

Как известно, с легендарными братьями-основателями связаны определенные объекты в Киеве. Пол легенде в честь старшего Кия назвали город, а в честь среднего и младшего братьев - киевские холмы. Что касается Лыбидь, то в ее честь была названа река, протекающая через город. А это значит, что Лыбидь была на равных позициях с легендарными братьями.  Вряд ли реку назвали бы в честь охранницы, простой амазонки-воительницы.

В продолжение нашего исследования обратимся к индуистской богине Сарасвати, о которой уже было упомянуто. Сарасвати изображалась сидящей на белом лебеде, а ее имя переводится как "богатая водами" или "текущая река". Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.

В образе Сарасвати лебедь не выходит на передний план богини, но при этом остается чрезвычайно важным объектом, частью целостного облика богини. С помощью лебедя Сарасвати совершает свои путешествия. Вспомним, что Аполлон так же путешествовал в Гиперборею на лебеде. Из этого можно сделать вывод, что лебедь знает все пути, соединяющие между собой земли и народы.

Тогда, возможно, именно Лыбидь привела братьев к мест основания Киева. Но почему именно сюда?

Известно, что альтернативное славянскому название Киева - Самватас. Так же по легенде на горе Хоривица некогда стояла таинственная крепость Самватас, чье название происходит от легендарной реки Самбатион. Река эта якобы протекала на краю земли, а за этой рекой на краю света.

Интересно так же, что слово "самбатион" в некоторых фонетических интерпретациях звучит как "шамбатион". Корень "шамба" является единым как для Самбатиона, так и для таинственной Шамбалы - мифической страны, которую вот уже много лет пытаются отыскать энтузиасты.

Согласно буддистской версии, в 1027 году группа неизвестных людей подошла к воротам монастыря Наланда, расположенного в долине Ганга. Люди сообщили, что являются носителями учения Калачакра или Круг времени, доктрина которой зародилась в стране Шамбала. Они не назвали точного местонахождения этой страны, сообщив только то, что Шамбала находится на севере.

Известно, что Шамбала часто ассоциируется с Гипербореей, которая, кстати, так же находилась на севере и более того, подобно реке Самбатион была на краю света.

Легендарная Лыбидь знала дорогу в эту страну и намеренно привела Кия, Щека и Хорива в эти земли из чего можно сделать предположение, что именно здесь, в районе местонахождения крепости Самватас был расположен вход в Гиперборею (Шамбалу).

Скорее всего Самватос возник на киевском холме значительно раньше самого города или был здесь с начала времен. Место это не было обозначено и найти его мог только избранный. Этим избранным и была Лыбидь.

По прибытию на место, легендарные братья основали на холме крепость, которая поначалу, возможно, была зримой, но впоследствии стала невидимой.

Так как в известной легенде ни чего не сказано о дальнейшей судьбе Лыбидь, можно предположить, что она не осталась жить в киевских землях, а продолжила свое путешествие по невидимым мирам.

Раньше у киевлян существовало поверье, что в моменты опасности в небе на Киевом появляется загадочная белая птица. Если птица кричит - предвещает беду, если пролетает молча - предупреждает об опасности, а если парит над радугой - быть счастью. Жители города верили, что это Лыбидь охраняет свой город, никогда не оставляя его без внимания и заботы.



Отдельные главы статьи защищены Авторским правом.