Фрагмент "Повести временных лет"
И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбидь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
По легенде Хорив - один из братьев - основателей Киева. Его личность является, пожалуй, одной из самых противоречивых и загадочных.
Если с двумя другими легендарными братьями, Кием и Щеком, а так же сестрой Лыбидь связаны определенные географические объекты (город Киев, гора Кияница, гора Щековица, река Лыбидь), то о горе Хоривице, о которой сообщает летопись, нет никаких фактических сведений. В "Повести временных лет" говорится, что Хоривица находится за пределами Киева, тогда как современные искатели и киевские гиды утверждают, что Хоривица это холм в самом сердце города, неподалеку от Национального музея истории, Андреевской церкви, с которого открывается вид на Подол. Возможно, Несто-летописец, ошибался. Однако, по местным городским преданиям, этот холм - Лысая гора, место шабаша киевских ведьм. Довольно странное сочетание...
Согласно этимологическому значению, имя Хорив происходит от скифского - сарматского - иранского (древне-персидского) языка и переводится как "гора, горная местность".
Одним из старейших известных нам документов, в котором упоминается Киев — является письмо (IX век), которое было обнаружено в древней синагоге в Египте, написанное жителями Киева на куске пергамента на древнееврейском языке. Отсюда идет версия, что столицу если и не основали, то основательно заселяли с давних времен евреи. Кстати, существует версия, что имя Хорив происходит от еврейского "хореб" - гора. И, более того, Хорив - это второе название священной горы Синай (она же гора Моисея).
Синай находится на Синайском полуострове в Египте. В Библии она не однократно упоминается как Божья гора Хорив. На вершине горы находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей. На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.
По библейскому преданию, Бог обращается к Моисею с такими словами: «Проведи границу вокруг народа, и скажи: остерегайтесь забираться на гору, даже просто касаться ее ногой. Каждый, кто коснется горы, будет наказан смертью. Ни одна рука не должна коснуться горы. Если же кто сделает это, тот будет побит камнями или пронзен стрелами; будь то зверь или человек, никто не останется живым. Лишь когда протрубит рог (шофар), только тогда вы должны подниматься на гору». Согласно божественному вещанию, шафар должен протрубить тогда, когда соберутся все разрозненные колена Израилевы, после чего люди должны подняться на гору Хорив.
В Каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах.
Значит, только обретя тайные знания, человек может подняться на Хорив.
Возвращаясь к киевской Хоривице (Лысой горе). В X веке в Киеве на ней размещалась так называемая Верхняя крепость Самватас (Самбатас), чье название происходит от легендарной реки Самбатион. Река эта якобы протекала на краю земли, а за этой рекой на краю света будто бы обитали "потерянные" десять колен Израиля.
Самбатион происходит от слова шаббат (ивр. שַׁבָּת (шаба́т), идиш שאַבעס (ша́бэс) — «покоился, прекратил деятельность»), в иудаизме — седьмой день недели (суббота), в который Тора предписывает воздерживаться от работы (суеты, проблем, бытовых вопросов), отводя это время для высшего духовного просветления.
Отсюда и происхождение слова "шабаш". Теперь становится понятна связь между шабашем и Самбатасом. Так или иначе, Лысая гора являлась для киевлян священным местом.
Теперь остается выяснить, каким образом культура Ближнего Востока повлияла на формирование культуры Киева и кем на самом дела был Хорив?
Некоторые историки считают, что иудейские принципы были принесены в киевские земли хазарскими евреями и даже называют Хорива хазарским предводителем, севшим на киевский трон.
Другие уверены в том, что Хорив вообще не существовал, равно как и его легендарного брата Щека. А вот Кий - реальный исторический персонаж. Если Кий еще котировался в роли полянского князя, то по отношению к его братьям и сестре были серьезные замечания. «Щек, Хорив и Лыбидь — легендарные личности, которые могли и не существовать, ибо о них ничего, кроме имен, больше неизвестно», — писал Костомаров в «Преданиях о родоначальниках» (1873 г.). Ему вторил профессор Иловайский: «Таких исторических личностей, как Щек и Хорив, русская история не знает» (1876 г.).
Существует версия, согласно которой Кий, Щек и Хорив являлись праславянскими божествами грома, огня и солнца. Интересно, что конфигурация кия действительно напоминает росчерк молнии, монарший посох и божественный жезл — необходимые атрибуты верховного бога эллинов Зевса. Имя Хорив созвучно имени языческого бога солнца Хорса.
Сейчас сложно утверждать, какая из многочисленных версий стоит ближе к истине. Пусть каждый выберет для себя ту из них, которая зажжет огонь в его душе и заставит искать дальше.
Так или иначе, Хорив, будь он реальным персонажем или героем красивой легенды, заложил основу нашей киевской культуре, культуре многоликой и интернациональной, признающей и уважающей любое вероисповедание и любое мнение. Все мы движемся к Свету, к духовному просветлению, а для этого нам нужны наши корни, ибо они делают нас сильней, мужественней и мудрей.
Отдельные главы статьи защищены Авторским правом.
И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбидь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
По легенде Хорив - один из братьев - основателей Киева. Его личность является, пожалуй, одной из самых противоречивых и загадочных.
Если с двумя другими легендарными братьями, Кием и Щеком, а так же сестрой Лыбидь связаны определенные географические объекты (город Киев, гора Кияница, гора Щековица, река Лыбидь), то о горе Хоривице, о которой сообщает летопись, нет никаких фактических сведений. В "Повести временных лет" говорится, что Хоривица находится за пределами Киева, тогда как современные искатели и киевские гиды утверждают, что Хоривица это холм в самом сердце города, неподалеку от Национального музея истории, Андреевской церкви, с которого открывается вид на Подол. Возможно, Несто-летописец, ошибался. Однако, по местным городским преданиям, этот холм - Лысая гора, место шабаша киевских ведьм. Довольно странное сочетание...
Согласно этимологическому значению, имя Хорив происходит от скифского - сарматского - иранского (древне-персидского) языка и переводится как "гора, горная местность".
Одним из старейших известных нам документов, в котором упоминается Киев — является письмо (IX век), которое было обнаружено в древней синагоге в Египте, написанное жителями Киева на куске пергамента на древнееврейском языке. Отсюда идет версия, что столицу если и не основали, то основательно заселяли с давних времен евреи. Кстати, существует версия, что имя Хорив происходит от еврейского "хореб" - гора. И, более того, Хорив - это второе название священной горы Синай (она же гора Моисея).
Синай находится на Синайском полуострове в Египте. В Библии она не однократно упоминается как Божья гора Хорив. На вершине горы находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей. На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.
По библейскому преданию, Бог обращается к Моисею с такими словами: «Проведи границу вокруг народа, и скажи: остерегайтесь забираться на гору, даже просто касаться ее ногой. Каждый, кто коснется горы, будет наказан смертью. Ни одна рука не должна коснуться горы. Если же кто сделает это, тот будет побит камнями или пронзен стрелами; будь то зверь или человек, никто не останется живым. Лишь когда протрубит рог (шофар), только тогда вы должны подниматься на гору». Согласно божественному вещанию, шафар должен протрубить тогда, когда соберутся все разрозненные колена Израилевы, после чего люди должны подняться на гору Хорив.
В Каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах.
Значит, только обретя тайные знания, человек может подняться на Хорив.
Возвращаясь к киевской Хоривице (Лысой горе). В X веке в Киеве на ней размещалась так называемая Верхняя крепость Самватас (Самбатас), чье название происходит от легендарной реки Самбатион. Река эта якобы протекала на краю земли, а за этой рекой на краю света будто бы обитали "потерянные" десять колен Израиля.
Самбатион происходит от слова шаббат (ивр. שַׁבָּת (шаба́т), идиш שאַבעס (ша́бэс) — «покоился, прекратил деятельность»), в иудаизме — седьмой день недели (суббота), в который Тора предписывает воздерживаться от работы (суеты, проблем, бытовых вопросов), отводя это время для высшего духовного просветления.
Отсюда и происхождение слова "шабаш". Теперь становится понятна связь между шабашем и Самбатасом. Так или иначе, Лысая гора являлась для киевлян священным местом.
Теперь остается выяснить, каким образом культура Ближнего Востока повлияла на формирование культуры Киева и кем на самом дела был Хорив?
Некоторые историки считают, что иудейские принципы были принесены в киевские земли хазарскими евреями и даже называют Хорива хазарским предводителем, севшим на киевский трон.
Другие уверены в том, что Хорив вообще не существовал, равно как и его легендарного брата Щека. А вот Кий - реальный исторический персонаж. Если Кий еще котировался в роли полянского князя, то по отношению к его братьям и сестре были серьезные замечания. «Щек, Хорив и Лыбидь — легендарные личности, которые могли и не существовать, ибо о них ничего, кроме имен, больше неизвестно», — писал Костомаров в «Преданиях о родоначальниках» (1873 г.). Ему вторил профессор Иловайский: «Таких исторических личностей, как Щек и Хорив, русская история не знает» (1876 г.).
Существует версия, согласно которой Кий, Щек и Хорив являлись праславянскими божествами грома, огня и солнца. Интересно, что конфигурация кия действительно напоминает росчерк молнии, монарший посох и божественный жезл — необходимые атрибуты верховного бога эллинов Зевса. Имя Хорив созвучно имени языческого бога солнца Хорса.
Сейчас сложно утверждать, какая из многочисленных версий стоит ближе к истине. Пусть каждый выберет для себя ту из них, которая зажжет огонь в его душе и заставит искать дальше.
Так или иначе, Хорив, будь он реальным персонажем или героем красивой легенды, заложил основу нашей киевской культуре, культуре многоликой и интернациональной, признающей и уважающей любое вероисповедание и любое мнение. Все мы движемся к Свету, к духовному просветлению, а для этого нам нужны наши корни, ибо они делают нас сильней, мужественней и мудрей.
Отдельные главы статьи защищены Авторским правом.