ЧАСТЬ 1.
Расположена на правой стороне Днепра в парковой зоне Печерска. Ближайшие станции метро "Арсенальная" и "Днепр".
Как повествует история, в 882 г. новгородский князь Олег убил на этом месте киевских князей Аскольда и Дира.
Существует несколько версий того, как Олегу удалось расправиться с киевскими князьями.
Согласно первой версии, он приплыл к Киеву по Днепру на ладье и, назвавшись варяжским купцом, пригласил местных князей взглянуть на привезенный им товар. Тем временем, войско Олега укрылось на ладье и, когда Аскольд взошел на борт, был убит по приказу новгородского князя.
Другая версия гласит, что Олег представил Аскольду наследного княжича Игоря Рюриковича, заявив, что именно ему суждено управлять Киевом. Обвинив Аскольда в "неблагородном происхождении", Олег вероломно убил киевского князя.
Сам же Олег взошел на престол, дав обещание сделать Киев "матерью городов русских".
В IХ веке княгиня Ольга, жена Игоря, построила на месте захоронения Аскольда христианский храм, деревянную церковь Николая Чудотворца (христианское имя Аскольда - Николай), которая в последствии была разрушена ее сыном Святославом.
Церковь Святого Николая стала первым христианским храмом, построенным на Руси.
Почему Ольга приказала возвести храм именно на могиле Аскольда?
Существуют хроники, свидетельствующие о том, что Аскольд в 860 году принял христианство в Царьграде (Константинополь - столица Римской Империи), а значит, на много лет опередил Ольгу и ее мужа Игоря в выборе религии. Если верить этой версии, то Ольга могла построить храм на его могиле, дабы увековечить память первого христианского князя. Но, опираясь на летописные источники, свидетельствующие о решительном характере Ольги и склонности ее к жестокости (месть древлянам за убийство мужа), сложно представить, что побудило княгиню совершить подобное деяние на могиле Аскольда. Возможно, после обращение в христианство, Ольга, таким образом, решила искупить свои грехи? Допустим.
А как же Дир? Согласно преданию, в тот самый день киевские князья вместе оправились на ладью Олега, где были вероломно убиты. Однако, как известно, похоронены они были в разных местах. Согласно летописцу Нестору, могила Дира находится где-то за святой Ориной (церковь святой Ирины).
Предположительно, князья не сошлись на выборе веры, хотя из других источников следует, что Дир так же принял христианство и при крещении его нарекли именем Илия. Но, рассмотрим версию, что Дир остался язычником тогда как Аскольд предпочел христианство. Это могло бы объяснить, что Дир и Аскольд были погребены по разным обрядам, но... почему их могилы так далеко друг от друга и почему могила Дира существует только в летописи Нестора?
По этому поводу существует несколько версий, самой достоверной из которых считается версия о том, что Дира, как личности, вообще не существовало и Нестор, исследуя труды арабского географа аль-Масуди, пишущего о неком могущественном славянском правителе Дира, не догадался о том, что Дир - это настоящее имя Аскольда. Кстати, имя Дир с переводе со скандинавского означает "зверь".
Известный араб упоминал об аль-Дире- короле Сагалиба (славян). А славяне, возможно, именовали своего правителя Аскольд Диром, так как слово "аскольд" (оскольд, оскульдр) имеет древне-скандинавское происхождение и могло быть занесено в славянский язык варягами в значении "странный, чужой". Таким образом, люди могли звать своего князя Аскольд Дир или странный Дир.
Если Аскольд и Дир - это один и тот же человек, то возникает ряд вопросов: 1. Кто похоронен за церковью Святой Елены? 2. Какая из могил, действительно принадлежит загадочному Аскольду - странному.
Возможно, именно из-за этой непонятной странности Аскольда, могущественный новгородский князь Олег в свое время не решился открыто напасть на владения киевского князя, а предпочел использовать хитрость и внезапность. Ведь войско Олега во много раз превосходило силы киевских князей новгородцам не стоило бы труда взять Киев боем. Однако Олег знал, что, несмотря на множественные военные победы, одолеть Аскольда ему не удастся. Почему?
Итак, люди называли Аскольда странным, Олег боялся, а Ольга поставила на месте его могилы церковь. Известно, что по христианской традиции, церковь выстроенная на кладбище служит успокоением усопшим. Значит ли это, что княгиня Ольга хотела таким образом успокоить дух Аскольда? Это нам еще предстоит выяснить, а пока продолжим рассказ об истории места, известного как Аскольдова могила.
Известно, что в 971 году сын Ольги Святослав, вошедший в историю жестоким преследованием христианства, разрушил церковь. Спустя 19 лет, в 990 году, князь Владимир отстроил церковь, а в 1036 году здесь был основан женский монастырь. Могила Аскольда находится в подвальном помещении под церковью, где находится древний каменный саркофаг.
Очень романтичная легенда рассказывает о возникновении мужского монастыря поблизости от Аскольдовой могилы. В 1113 году великий князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, возвращался домой после охоты. Пора была поздняя, и он сбился с дороги в дремучем лесу (так выглядел тогда Печерск). Вдруг, в чаще, князь увидел яркий свет, который шел от образа Святого Николая, видневшегося на высоком пне у дороги. В память об этом чудесном представлении Мстислав в 1115 году издал указ о преобразовании женского монастыря в мужской.
Место, известное сейчас как Аскольдова могила, называли еще Угорским урочищем, в память о древней стоянке угров (венгров), которое находилось здесь в 898 году, По другой версии, Угорское урочище произошло от старославянского "угр" - крутой землистый берег. Как бы там ни было, а на территории парка в 1997 году установили памятный знак, в честь пребывания на этом месте венгров, перемещавшихся из Поволжья на территорию нынешней Венгрии.
В 1715 году вокруг старой Никольской церкви появилось монастырское кладбище, а в 1786 году оно стало городским. В конце первого десятилетия 19 века деревянную церковь заменили каменной церковью-ротондой. Проект новой церкви разработал архитектор А.И. Меленский. Позже, территорию кладбища оградили, а в 1899-1901 году старую колокольню также заменили новой, построено по проекту Ермакова. В 1845 году кладбище закрыли для свободного захоронения, и разрешали погребать здесь только самых известных и состоятельных жителей Киева, но уже в 1871 году кладбище снова открыли.
В 1919 году кладбище было окончательно закрыто, а в 1932 году началось его разорение. Металлические детали надгробий и оград были изъяты как металлолом. В декабре 1934 года вышел указ Киевсовета о превращении некрополя Аскольдова могила в городской парк. На тот момент на кладбище насчитывалось около 2 тысяч захоронений. Несмотря на то, что кладбище на Аскольдовой могиле уступало размерами Байковому, оно считалось элитарным. Здесь находилось множество надгробий и склепов, которые представляли не только историческую, но и художественную ценность. Например, Усыпальница баронов Штейнгель была построена по проекту архитектора В. Городецкого, создателя известного в Киеве Дома с химерами. В связи со сменой статуса часть строений и заборы снесли, некоторые могилы сравняли с землей, а некоторые перенесли на другие кладбища Киева. Часть могил осталась нетронутой. Церковь Николая Чудотворца была преобразована в парковый павильон. По проекту архитектора П.Г. Юрченоко над ней надстроили колоннаду, которая была разобрана в 1998 году, при проведении реставрационных работ.
Расположена на правой стороне Днепра в парковой зоне Печерска. Ближайшие станции метро "Арсенальная" и "Днепр".
Как повествует история, в 882 г. новгородский князь Олег убил на этом месте киевских князей Аскольда и Дира.
Существует несколько версий того, как Олегу удалось расправиться с киевскими князьями.
Согласно первой версии, он приплыл к Киеву по Днепру на ладье и, назвавшись варяжским купцом, пригласил местных князей взглянуть на привезенный им товар. Тем временем, войско Олега укрылось на ладье и, когда Аскольд взошел на борт, был убит по приказу новгородского князя.
Другая версия гласит, что Олег представил Аскольду наследного княжича Игоря Рюриковича, заявив, что именно ему суждено управлять Киевом. Обвинив Аскольда в "неблагородном происхождении", Олег вероломно убил киевского князя.
Сам же Олег взошел на престол, дав обещание сделать Киев "матерью городов русских".
В IХ веке княгиня Ольга, жена Игоря, построила на месте захоронения Аскольда христианский храм, деревянную церковь Николая Чудотворца (христианское имя Аскольда - Николай), которая в последствии была разрушена ее сыном Святославом.
Церковь Святого Николая стала первым христианским храмом, построенным на Руси.
Почему Ольга приказала возвести храм именно на могиле Аскольда?
Существуют хроники, свидетельствующие о том, что Аскольд в 860 году принял христианство в Царьграде (Константинополь - столица Римской Империи), а значит, на много лет опередил Ольгу и ее мужа Игоря в выборе религии. Если верить этой версии, то Ольга могла построить храм на его могиле, дабы увековечить память первого христианского князя. Но, опираясь на летописные источники, свидетельствующие о решительном характере Ольги и склонности ее к жестокости (месть древлянам за убийство мужа), сложно представить, что побудило княгиню совершить подобное деяние на могиле Аскольда. Возможно, после обращение в христианство, Ольга, таким образом, решила искупить свои грехи? Допустим.
А как же Дир? Согласно преданию, в тот самый день киевские князья вместе оправились на ладью Олега, где были вероломно убиты. Однако, как известно, похоронены они были в разных местах. Согласно летописцу Нестору, могила Дира находится где-то за святой Ориной (церковь святой Ирины).
Предположительно, князья не сошлись на выборе веры, хотя из других источников следует, что Дир так же принял христианство и при крещении его нарекли именем Илия. Но, рассмотрим версию, что Дир остался язычником тогда как Аскольд предпочел христианство. Это могло бы объяснить, что Дир и Аскольд были погребены по разным обрядам, но... почему их могилы так далеко друг от друга и почему могила Дира существует только в летописи Нестора?
По этому поводу существует несколько версий, самой достоверной из которых считается версия о том, что Дира, как личности, вообще не существовало и Нестор, исследуя труды арабского географа аль-Масуди, пишущего о неком могущественном славянском правителе Дира, не догадался о том, что Дир - это настоящее имя Аскольда. Кстати, имя Дир с переводе со скандинавского означает "зверь".
Известный араб упоминал об аль-Дире- короле Сагалиба (славян). А славяне, возможно, именовали своего правителя Аскольд Диром, так как слово "аскольд" (оскольд, оскульдр) имеет древне-скандинавское происхождение и могло быть занесено в славянский язык варягами в значении "странный, чужой". Таким образом, люди могли звать своего князя Аскольд Дир или странный Дир.
Если Аскольд и Дир - это один и тот же человек, то возникает ряд вопросов: 1. Кто похоронен за церковью Святой Елены? 2. Какая из могил, действительно принадлежит загадочному Аскольду - странному.
Возможно, именно из-за этой непонятной странности Аскольда, могущественный новгородский князь Олег в свое время не решился открыто напасть на владения киевского князя, а предпочел использовать хитрость и внезапность. Ведь войско Олега во много раз превосходило силы киевских князей новгородцам не стоило бы труда взять Киев боем. Однако Олег знал, что, несмотря на множественные военные победы, одолеть Аскольда ему не удастся. Почему?
Итак, люди называли Аскольда странным, Олег боялся, а Ольга поставила на месте его могилы церковь. Известно, что по христианской традиции, церковь выстроенная на кладбище служит успокоением усопшим. Значит ли это, что княгиня Ольга хотела таким образом успокоить дух Аскольда? Это нам еще предстоит выяснить, а пока продолжим рассказ об истории места, известного как Аскольдова могила.
Известно, что в 971 году сын Ольги Святослав, вошедший в историю жестоким преследованием христианства, разрушил церковь. Спустя 19 лет, в 990 году, князь Владимир отстроил церковь, а в 1036 году здесь был основан женский монастырь. Могила Аскольда находится в подвальном помещении под церковью, где находится древний каменный саркофаг.
Очень романтичная легенда рассказывает о возникновении мужского монастыря поблизости от Аскольдовой могилы. В 1113 году великий князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, возвращался домой после охоты. Пора была поздняя, и он сбился с дороги в дремучем лесу (так выглядел тогда Печерск). Вдруг, в чаще, князь увидел яркий свет, который шел от образа Святого Николая, видневшегося на высоком пне у дороги. В память об этом чудесном представлении Мстислав в 1115 году издал указ о преобразовании женского монастыря в мужской.
Место, известное сейчас как Аскольдова могила, называли еще Угорским урочищем, в память о древней стоянке угров (венгров), которое находилось здесь в 898 году, По другой версии, Угорское урочище произошло от старославянского "угр" - крутой землистый берег. Как бы там ни было, а на территории парка в 1997 году установили памятный знак, в честь пребывания на этом месте венгров, перемещавшихся из Поволжья на территорию нынешней Венгрии.
В 1715 году вокруг старой Никольской церкви появилось монастырское кладбище, а в 1786 году оно стало городским. В конце первого десятилетия 19 века деревянную церковь заменили каменной церковью-ротондой. Проект новой церкви разработал архитектор А.И. Меленский. Позже, территорию кладбища оградили, а в 1899-1901 году старую колокольню также заменили новой, построено по проекту Ермакова. В 1845 году кладбище закрыли для свободного захоронения, и разрешали погребать здесь только самых известных и состоятельных жителей Киева, но уже в 1871 году кладбище снова открыли.
В 1919 году кладбище было окончательно закрыто, а в 1932 году началось его разорение. Металлические детали надгробий и оград были изъяты как металлолом. В декабре 1934 года вышел указ Киевсовета о превращении некрополя Аскольдова могила в городской парк. На тот момент на кладбище насчитывалось около 2 тысяч захоронений. Несмотря на то, что кладбище на Аскольдовой могиле уступало размерами Байковому, оно считалось элитарным. Здесь находилось множество надгробий и склепов, которые представляли не только историческую, но и художественную ценность. Например, Усыпальница баронов Штейнгель была построена по проекту архитектора В. Городецкого, создателя известного в Киеве Дома с химерами. В связи со сменой статуса часть строений и заборы снесли, некоторые могилы сравняли с землей, а некоторые перенесли на другие кладбища Киева. Часть могил осталась нетронутой. Церковь Николая Чудотворца была преобразована в парковый павильон. По проекту архитектора П.Г. Юрченоко над ней надстроили колоннаду, которая была разобрана в 1998 году, при проведении реставрационных работ.
Здесь были похоронены: летчик-ас Е.Н. Крутень и П.Н. Нестеров, который придумал и исполнил "мертвую петлю" (их могилы перенесены), профессор медицины Меринг, а также многие другие выдающиеся деятели.
Во время немецко-фашистской оккупации на Аскольдовой могиле было немецкое кладбище, которое ликвидировали после освобождения Киева советскими войсками в 1944 году. Затем здесь стали хоронить воинов, павших во время освобождения Киева, а в 1957 году прах погибших перенесли в Парк Вечной Славы. В период 1997-1998 годов в церкви проводилась реставрация, в результате чего ей был возвращен исторический вид.